Мало шума и ничего
Журналисты Financial Times побеседовали с аналитиками и производителями, принявшими участие во Франкфуртском автосалоне, и узнали их мнение о повальной электрификации индустрии.
Как отмечает FT, готовясь в нынешнем году к Франкфуртскому автосалону, мировые автопроизводители наперебой ринулись электрифицировать все свои модели. «Тут было настоящее состязание — кто пообещает больше электромобилей в будущем,— прокомментировал происходившее на автосалоне аналитик Bernstein Макс Уорбертон.— Все дизельные модели спешно откатили подальше, а электрические выставили впереди и по центру».
Volkswagen, который по итогам прошлого года стал крупнейшим автопроизводителем в мире, пообещал к 2025 году выпустить 50 полностью электрических моделей и еще 30 с гибридными двигателями. В общей сложности к 2030 году у Volkswagen будет 300 электрифицированных моделей. Их разработка обойдется компании в €70 млрд. Как заявил глава компании Маттиас Мюллер, «это самый масштабный проект электрификации в автомобильной истории».
Старались не отставать и другие автопроизводители. Daimler заявил, что весь модельный ряд будет переведен на электродвигатели к 2022 году. При этом автомобили марки Smart станут полностью электрическими уже к 2020 году.
Глава BMW Харальд Кругер отметил важность перехода на электромобили: «Главная для нашей компании сейчас задача — электрическая мобильность». А Volvo Cars еще в середине лета объявила, что начиная с 2019 года все производимые ею машины будут оборудованы электродвигателем.
Участники автосалона из числа производителей отмечали, что переход на электродвигатели происходит гораздо быстрее, чем ожидалось. Стоит за этим в первую очередь давление со стороны правительств и городских властей, требующих снижения выбросов или готовящих запреты на использование дизельных и бензиновых двигателей.
В последние месяцы власти сразу нескольких стран заявили о готовности полностью запретить бензиновые и дизельные двигатели через 10–20 лет. В числе тех, кто разрабатывает такие планы, Франция, Китай, Великобритания, Германия, Норвегия и другие.
Однако растет обеспокоенность тем, что жертвой в этой гонке может стать прибыльность отрасли. Так, Daimler предупредил, что уже в 2019 году его прибыль может упасть на 2% из-за издержек, связанных с производством батарей и переработкой конструкции автомобилей. Компания составила план сокращения издержек на €4 млрд, чтобы компенсировать низкую прибыльность своих электромобилей.
Обеспокоен ситуацией и глава PSA Карлос Таварес. «Если в Европе сидят министры, которые говорят, что запретят использовать двигатели внутреннего сгорания, я должен выполнять требования. И нам придется менять, перерабатывать конструкцию автомобилей и переучивать специалистов. Но если электрификация не обеспечит прибыль в будущем, у нас всех будут проблемы»,— сказал он.
Глава Honda Такахиро Хатиго в интервью FT высказал мнение, что ситуация с прибыльностью должна измениться в лучшую сторону после того, как начнется массовое производство электромобилей. «Пока мы не достигнем определенного объема, прибыльность не будет такой уж значительной»,— сказал он.
Глава производителя запчастей, оборудования и ПО для автомобилей Delphi Кевин Кларк также считает, что увеличение продаж электромобилей приведет «к более быстрому росту выручки и большей прибыльности», а темпы, по его словам, как раз увеличиваются.