G7 готовит «зеленую» революцию на авторынке
«Большая семерка» намерена довести долю электрокаров в продажах новых автомобилей до 50%. Это должно произойти до конца текущего десятилетия. План, о котором стало известно Bloomberg, — часть пакета мер по борьбе с изменением климата. Пока не понятно, согласятся ли лидеры «семерки» и прежде всего президент США Джо Байден с этим планом. За день до саммита G7 совместное заявление по этому вопросу согласовано не было.
У современных электромобилей есть как очевидные преимущества, так и недостатки. Они не отравляют воздух на дорогах, надежнее обычных автомобилей из-за отсутствия коробки передач и других узлов, необходимых для двигателя внутреннего сгорания. Но электрокары пока дороже обычных машин. Да и других проблем, которые мешают их широкому распространению, тоже хватает, говорит руководитель спецпроектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.
Александр Перов руководитель спецпроектов Фонда национальной энергетической безопасности «Еще пока не совсем развита инфраструктура. По большому счету, сейчас электромобили менее удобные для пользователей, для потребителей, нежели автомобили с двигателем внутреннего сгорания. Сейчас идет огромная поддержка развития электромобильного транспорта. Если мы уберем все эту господдержку, то увидим, что пока электромобили не являются коммерчески выгодными. Я думаю, что если преодолеть все эти технические барьеры, которые связаны прежде всего с низкой емкостью аккумуляторов, со скоростью зарядки, то, безусловно, электромобиль мог бы стать гораздо более привлекательным средством передвижения, нежели традиционный автомобиль».
Дальше всех в борьбе с выхлопными газами готова пойти Великобритания: хозяин нынешнего саммита G7 Борис Джонсон намерен запретить продажу новых автомобилей как с бензиновыми, так и дизельными двигателями, уже с 2030 года.
Но тотальный переход на электромобили принесет новые проблемы. До сих пор не понятно, что делать с отслужившими свое аккумуляторами, в которых используются далеко не самые безопасные для окружающей среды материалы. Да и это еще вопрос — позволит ли перевод автотранспорта на электричество снизить вредные выбросы. Производство электроэнергии пока тоже сложно назвать «зеленым».
Показательна в этом смысле история, произошедшая с одним из жителей Сингапура, который захотел ездить на Tesla. Продолжает автоэксперт, ведущий телеканала «Авто плюс» Павел Федоров.
Павел Федоров автоэксперт, ведущий телеканала «Авто плюс» «Как вы знаете, в Сингапуре недостаточно просто купить автомобиль, нужно еще купить право на его использование — оно стоит дороже, чем автомобиль. Два года назад ему насчитали утилизационный налог за вредные выбросы с учетом последующей переработки батареи и с учетом «грязной» электроэнергии, которой будет питаться в Сингапуре электромобиль. Этот гражданин был вынужден вернуть Tesla обратно в США, потому что посчитали: стоимость выбросов больше, чем на обычную бензиновую машину. Сейчас все это отложенная история. Б/у батареи работают где-то в Париже на освещении, их используют как накопительные в частных хозяйствах. Но до конца дело еще не дошло, до полной переработки батареи, поскольку этот бум начался совсем недавно. Они сейчас просто накапливаются».
Альтернатива электрокарам с аккумуляторами — автомобили, использующие в качестве источника электроэнергии топливные элементы на водороде. Пока на рынке доступна только одна модель — Toyota Mirai. Первая версия появилась еще в 2013 году, но за восемь лет было продано всего около 10 тысяч таких машин по всему миру. В декабре прошлого года в Японии стартовали продажи нового поколения Toyota Mirai.
Водородные автомобили сами по себе сложнее и значительно дороже аккумуляторных. А сам водород, которым они заправляются, тоже бывает разным. «Зеленый», то есть экологически чистый водород, получаемый путем гидролиза воды, до последнего времени был непомерно дорог. Но за ним будущее, уверен австралийский бизнесмен Эндрю Форрест, чье состояние Forbes оценивает в 21 млрд долларов. Он намерен построить глобальную водородную империю, частью которой может стать Россия. Об этом Эндрю Форрест рассказал в интервью Business FM на Петербургском международном экономическом форуме.
Эндрю Форрест создатель и глава компании Fortescue Future Industries «План — вывести «зеленый» водород на глобальный промышленный уровень, делать это здесь, в России. Вы выделяетесь именно гидроэнергией. Берете эту энергию, превращаете ее в электричество, прогоняете ее через электролизер, получаете водород и огромную новую отрасль в России. Я постоянно слышу от людей стандартный ответ: «Зеленый» водород — это замечательно, но его никогда не будут использовать в больших масштабах, потому что это слишком дорого». Раньше это было так, но сейчас — нет. Так что люди начнут развивать водородные заводы, а не нефте- и газоперерабатывающие. И когда это случится, индустрия «зеленого» водорода станет крупнейшей отраслью в мире».
Тем временем почти полсотни инвесторов, контролирующие активы стоимостью 41 трлн долларов, призвали лидеров «Большой семерки» взять на себя повышенные обязательства по сокращению выбросов и прекратить поддержку производителей ископаемого топлива. Как выразилась гендиректор Группы институциональных инвесторов по изменению климата Стефани Пфайер, «гонка за чистое будущее набирает обороты».