Чем европейский проект экологической стратегии грозит России
По подсчетам РБК, Россия заплатит больше миллиарда долларов из-за европейского углеродного налога. В середине месяца Евросоюз опубликовал проект экологической стратегии.
Законопроект, главное в котором трансграничный углеродный налог, ЕС опубликовал 14 июля. А сейчас РБК, заверив свои расчеты в Минэкономики, сообщил, что нашей стране эта доктрина будет стоить миллиард 100 миллионов евро в год. Больше всего пострадают металлурги и химики, которые поставляют в ЕС товары на 7 миллиардов. Им, согласно стратегии Евросоюза, придется заплатить 16% от стоимости своей продукции, это и есть тот самый миллиард евро. Европа руководствуется благородной целью — к 2030 году снизить выбросы парниковых газов на 55% по сравнению с 1990-м. Налог планируют ввести поэтапно. Сначала компаниям потребуется отчитаться о так называемом углеродном следе в своих товарах. Это, согласно проекту, могут ввести с 2023 года. А с 2026, вероятно, придется заплатить. Причем, не очень понятна методика. Любой товар невозможно произвести без электричества. Его производство может быть зеленым. А может и не очень, если, например, используется уголь. Но электроэнергию законопроект ЕС не затрагивает, объясняет замдиректора Ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Валерий Дзюбенко:
Валерий Дзюбенко замдиректора Ассоциации «Сообщество потребителей энергии» «Есть ряд отраслей, которые определены в качестве плательщиков углеродного сбора: металлургия, цементная промышленность, химическая промышленность и так далее. Они платят только за те выбросы, которые они производят в процессе своего производства. В части электроэнергии то регулирование, которое издано 14 июля Еврокомиссией, энергетические выбросы, связанные с производством и потреблением электроэнергии, не учитываются при оплате трансграничного углеродного сбора».
Стратегию Евросоюза называют амбициозной. И, что интересно, против нее выступили европейские же производители. В частности, автоконцерны, которым теперь придется подумать, как с 2035 года сделать так, чтобы выбросы от их автомобилей были нулевыми. И, например, испанские автозаводы попросили к себе особого подхода. В германской автоиндустрии подход ЕС назвали непродуманным. Недовольны и в немецкой «Люфтганзе», потому что стратегия предусматривает квоты на использование авиакеросина. И, в принципе, все это — споры между бизнесом и политикой. Они были, есть и будут всегда. Но то, что с точки зрения экономики всегда выглядело хорошим, теперь, с точки зрения политики и идеологии — становится плохим. Продолжает немецкий политолог Александр Рар:
Александр Рар журналист, политолог «Я, честно говоря, не знаю, чем это кончится, потому что я ощущаю, что в Германии человек или компания, или структура, которая зарабатывает деньги и платит большие налоги в немецкую казну, она больше не поощряется. Это всегда была старая Германия, старая западная Европа, фактически капитализм с демократическим лицом, когда человек платил большие налоги, но его всегда поощряли что-то делать, в его работу не вмешивались. Бизнес — это и была политика Европы и Америки, тем более. А сейчас — нет. Сейчас политика — идеология новая, превыше всего. Бизнесу только дают по пальцам, по голове и заставляют подчиняться».
Свою лепту в дискуссию внес Анатолий Чубайс. Спецпредставитель президента заявил, что последствия энергоперехода для российского экспорта будут колоссальными. И если ведущие экономики мира откажутся от использования нефти, газа и угля, то нашей стране это будет стоить 10% ВВП.
Но Анатолий Борисович оговорился, что это его личная и пока никем не подтвержденная оценка. И сказал, что потери будут связаны не с европейским углеродным платежом, а с глобальной перестройкой ведущих экономик и переходом на низкоуглеродные технологии. С этим утверждением можно спорить, учитывая хотя бы то, что во многих странах до сих пор вообще нет достаточного и цивилизованного потребления энергии. И в этом смысле символичным стало недавнее заявление Mercedes. Он вроде бы сообщил, что к 2030 году полностью перейдет на электромобили. Но добавил, что все-таки будет производить машины с двигателями внутреннего сгорания для тех рынков, где светлое и чистое энергетическое будущее еще не наступило. Да и наступит ли. Если уж коров давно обвиняют в выбросах метана, то чего говорить о человечестве.