«Вы каждый день продаете друзей по доверенности»: в театре «Модерн» – «Кладбище понтов»

В театре «Модерн» Юрий Грымов поставил спектакль «Кладбище понтов» Рины Ю. Это совершенно неожиданный взгляд на жизнь и отношения людей к автомобилям и не только.

«Вы каждый день продаете друзей по доверенности»: в театре «Модерн» – «Кладбище понтов»
© Мир24

«Этой ночью машины не вернутся в гараж, этой ночью машины делают что захотят…»

«Театр – это всегда высказывание, – уверен художественный руководитель «Модерна». – Главная наша цель – предложить зрителю то, что поможет ему жить и радоваться жизни, выстаивать в испытаниях, проживать свой сегодняшний день осмысленно и достойно, думать о будущем и помнить прошлое; что поможет ему сохранить себя в мире, в котором не всегда царят тишина и покой. Мы будем задавать вопросы и искать ответы, будем кричать, плакать или молчать – и мы будем счастливы, если наше слово, слеза или молчание найдут отзвук в вашем сердце».

И здесь кричат, и плачут, и молчат, и, главное – задают вопросы, на которые нет однозначного ответа. Каждый сидящий в зале уходит со своими вопросами и когда-нибудь, вероятно, находит свои ответы – может, завтра, может, сегодня ночью, а, может, только через неделю…

Вот скажите, у вас есть автомобиль? А есть ли у вашего автомобиля душа? А вон у того, что с желтыми шашечками, как думаете, есть что-то внутри помимо мотора и тысячи гаечек? А если это – Бэха, Майбах, Бентли, Додж, Лексус, Мерс, Ламборгини, Ягуар?.. А как сюда попал Хендай (Александр Горелов)?

«Москва – город понтов»

Действующие лица в «Кладбище понтов» – автомобили. Владельцы покупали их для понтов. Но не долго обладали ими. Однажды все они оказались на «кладбище» – кто-то не вовремя затормозил, кого-то сожгли, а кто-то «пересел на Ауди и носит теперь кашемировое пальто»… Но нашелся один умелец, который восстановил все эти дорогущие машины и приютил у себя в гараже. Он мечтал создать музей машин и людей, чтобы «люди узнали что-то важное, чтобы они успели узнать…» Только однажды и его «мотор» остановился – сердце человека перестало биться. Что будет теперь с этим железом, пусть и дорогим?

«За нами придут. И придут обязательно», – уверены они. Но могут ли вернуться за ними их прежние владельцы? Нет! Кого-то уже нет в живых, кто-то отбывает срок в тюрьме, а кто-то предпочел другого «коня». Угонят? Да что с ними делать, если у половины перебиты номера? Переплавить?.. Живых людей бросить в печь?! Ах, да, это же всего лишь машины. Всего лишь?.. Машины! Почему же тогда они порой спасают или, наоборот, убивают вопреки законам физики?..

У каждого в этом необычном гараже своя история. Эти автомобили хранят память о событиях и людях. И живы еще обиды, но где-то в глубине мотора – любовь.

«Когда-то машины были машинами, когда-то люди были людьми… Вы не машины – гробы для состоятельных людей. У вас есть система курсовой устойчивости, но нет никакой устойчивости!»

«Он вышел из клуба, сел в машину, нажал на педаль газа… Ему завтра должно было исполниться 24 года. Куда вот он спешил?..» – вспоминает Майбах (Александр Мирлюнди (Жуков). А Ламборгини (Марианна Канивец) – настолько впечатлительная дама, что то и дело включает сирену. А Мерс (Юрий Анпилогов) постоянно вертит бочку с соляркой… – его поджог сам владелец после смерти жены. «Проклятые понты!» – ведь всего этого могло и не произойти.

«Вы что? Ничего не поняли? За нами никто не придет! Нас предали» – с отчаянием осознают машины. И громко рычат на людей, словно пытаясь им что-то сказать… Живые, настоящие, глубоко чувствующие… Но вот их уже грузят на фуру, чтобы отправить на переплавку в Китай… Только они не готовы сдаваться и придумывают план, где снова не избежать смертей. Однако бабушка Тойота (заслуженная артистка РСФСР Анна Каменкова), которой некогда владел хозяин гаража, не готова к тому, чтобы снова гибли люди. И она предлагает стать Ангелами-хранителями для тех, кто за рулем:

- Мы что должны стать ангелами?

- Нужно сделать всего один шаг…

Скажите, а вы видите на ночном небе Созвездие брошенных машин? А слышите, как бьются их сердца?

Фото предоставлены пресс-службой театра / Юлия Мешкова