Этот человек простой криминальный случай в Ялте смог превратить в кино-гимн поколения. На этой неделе от нас ушел Сергей Соловьев – режиссер легендарной «Ассы», передает «МИР 24».
В далеком 1988-м, на премьере фильма, никто и не думал, что слово «Асса», на молодежном сленге – «безумие», «суматоха» или «сумбур», станет нарицательным. Символом перестройки.
К тому времени в Советском Союзе – мощный музыкальный андеграунд. Рок. Искусство не для всех. Его сердце – в Ленинградском рок-клубе и на московских площадках. И ему давно тесно в подвалах и на квартирниках.
«Все начиналось не с Ельцина. И не с Горбачева. Все начиналось с территории мышления молодых мальчиков – Вити Цоя, Сережи Курехина, Бори Гребенщикова, Кости Кинчева. Всех тех, кто пришел и сказал: «А можно мы споем свои песни?», – рассказал музыкант, художник, продюсер Сергей Бугаев (Африка).
Им всем нужен был проводник, который выведет на поверхность. И такой человек нашелся.
«Всякая концепция – это сужение проблем жизни живой до такой утленькой концепции, которая тебе удобна. Жизнь шире любых концепций, этим она и ценна. Поэтому мой единственный принцип в жизни – будь антиконцептуальным. Я – антиконцептуалист», – говорил режиссер Сергей Соловьев.
Сценарий, попавший к режиссеру – в духе времени. Криминальная любовная драма. Противостояние богемного интеллектуала и музыканта, мальчика Бананана и криминального авторитета Крымова. В борьбе за свою любовь по имени Алика.
«Изначально сценарий, замысел фильма был очень скучным. Но Сергею Соловьеву очень повезло, то есть он интуитивно вышел на совершенно правильного человека, а именно – на Борю Гребенщикова. И по идее в главной роли этого фильма должен был быть Боря Гребенщиков. Но Боря отказал, он никогда не был актером», – рассказал музыкальный критик Артемий Троицкий.
Зато Борис Гребенщиков стал главным композитором и автором текстов в фильме. А сам режиссер Соловьев полностью переписал сценарий. Тривиальный сюжет заиграл по-другому. И главным в нем стала музыка – отечественный рок, доселе неведомый большинству.
«Если до этого рок был уделом продвинутой, что называется, передовой, прогрессивной молодежи в больших городах, то благодаря «Ассе» вся эта «зараза» проникла в провинцию», – рассказал музыкальный критик Артемий Троицкий.
Эта цепная реакция стала результатом откровения самого Сергея Соловьева. Вначале он для себя открывал бесшабашных и талантливых.
«Мы когда познакомились с Соловьевым, читаем: «Лауреат премии Ленинского комсомола…» Ну, а мы подпольщики были! А к тому же панки! Не то, что там серьга в ухе или булавка. А вообще там! Можно было, как говорится, нарваться», – рассказал музыкант, художник, продюсер Сергей Бугаев (Африка).
Соловьеву многие обязаны своей популярностью. Например, третья и последняя жена, Татьяна Друбич. Его Муза, которую он снял в десятке фильмов. И Сергей Бугаев по прозвищу Африка, питерский художник и музыкант. После премьеры Ассы он проснулся «звездой союзного значения».
«Соловьев смог потрясающим образом, непонятным образом, превратить авторское кино, авангардное кино, сюрреалистическое, провокационное, провокативное кино, артхаусное кино, превратить в зрительное, зрительное кино! Это же поразительно!»,- рассказал режиссер Вадим Абдрашитов.
Долгих восемь месяцев команда Сергея Соловьева обивала пороги высоких инстанций – картину хотели запретить как идеологически неправильную. Причем, сам фильм сняли в четыре раза быстрее. Всего за два месяца. Говорят, пришлось просить самого Горбачева, чтоб вмешался. Автор перестройки дал фильму зеленый свет. Успех был ошеломляющий. Сразу и на долгие годы.
Про мэтра всегда говорили – его творчество нельзя запихнуть в какую-либо нишу. Потому что ниша эта его, персональная. Стиль режиссера Сергея Соловьева.
Его похоронили на Троекуровском кладбище рядом с родителями и сыном Митей Соловьевым, который ушел на три года раньше.