В самом конце 1990-х этот сенсационный дебютант, казалось бы, вернул Великобританию на уровень рукопожатных автомобильных держав мира. Увы, короткий миг славы Rover 75 оказался лебединой песнью независимого британского автопрома. Как он получился таким классным и чем можно объяснить его провал? Отвечаем на главные вопросы из личного дела «семьдесят пятого».
Кто такой?
Международный автосалон в Бирмингеме осенью 1998 года обещал ренессанс британского автопрома. Именитые Jaguar и Rover — тогда еще не находившиеся под одной крышей — представили абсолютно новые модели. Правда, ягуаровский S-type, как выяснилось, не предложил ничего из ряда вон — только дизайн в актуальном на тот момент ретрофутуристичном стиле. Зато Rover 75, напротив, стал заявкой на возвращение в высший эшелон автомобильной индустрии.
Очень эффектный внешне, разносторонне одаренный по потребительским качествам, на редкость аккуратно собранный, разумный по рыночному позиционированию и цене. Удивительно, как при всех этих вводных Rover 75… не раскрыл потенциал даже на четверть.
Чем хорош?
В конце девяностых Rover 75 официально продавался даже на российском рынке, который только начинал познавать вкус иномарок. Тогда британец легко очаровал неискушенную отечественную публику дизайном, роскошью салона и ездовыми повадками. Удивительно другое — примерно в таком же восторге от 75-го была и европейская, и американская пресса. От «Ровера» как от бренда уже не ждали откровений, но британцы выдали едва ли не главный шедевр в истории марки.
Создание и дебют Rover 75 пришлись на короткий период, когда фирма из Лонгбриджа принадлежала немцам из BMW. Отсюда и весьма распространенное — и абсолютно ошибочное! — мнение, мол, «семьдесят пятый» создавался силами инженеров и конструкторов из Мюнхена. Ничего подобного! От носа до хвоста эта модель — заслуга сотрудников Rover. Другое дело, что немцы помогли обеспечить проекту нормальный бюджет, о котором жившие разве что не впроголодь британцы раньше и не мечтали.
Оплачивая счета, BMW при этом обеспечила английскому пациенту полную творческую свободу. За инженерными и дизайнерскими решениями «Ровера» в Мюнхене, конечно же, следили, но отнюдь не диктовали свою волю в приказном порядке. Конечно, какие-то принципиальные моменты кураторы из BMW продавили. Речь в частности о гораздо более высокой, чем было принято у англичан жесткости кузова, или, например, зазорах между крышей и люком. Всё это в итоге пошло только на пользу автомобилю.
В отличии от того же S-тайпа, Rover 75 получился настоящим британцем по духу, но по-немецки основательным и добротным. В общем, практически идеальным…
Как он выглядел?
Если одним словом — превосходно. Rover 75 — едва ли не идеальный образчик ретрофутуризма. Автомобиль не мимикрирует под какую-то конкретную модель из прошлого, но предлагает переосмысленный на современный лад классический стиль.
Английский дизайнер Ричард Вулли, кажется, собрал воедино все нарочито немодные для конца 90-х решения. Покатая крышка багажника, обилие хрома, считавшегося пережитком прошлого, плавные неагрессивные обводы кузова, тоненькие полоски молдингов, зеркала заднего вида на отдельной ножке. Вместе же всё это сливалось в абсолютной гармонии. Удивительно, что и сегодня 75-й смотрится едва ли не также интересно, как и четверть века назад. Настоящий седан вне времени.
Точно в яблочко Вулли и команда дизайнеров Rover попали почти не целясь. По словам Ричарда, первый же эскиз модели стал базисом окончательной версии модели: «Мы построили всего один полноразмерный макет из скульптурного пластилина и одну стеклопластиковую модель. Готовый автомобиль досконально повторяет их».
Он был дорогой?
Цена достаточно точно отражала позиционирование модели. Англичане видели 75-й полуприемиальным седаном среднего класса (сегмент D по европейской классификации). Одноклассники из бюджетной категории — Peugeot 406, Opel Vectra, VW Passat — стоили немного дешевле.
В то время как премиальная немецкая тройка — Audi A4, BMW 3-й серии, Mercedes-Benz C-Класса — немного дороже. Можно даже не останавливаться на конкретных цифрах. Главное, что стоит из этого вынести, — вовсе не завышенные ценовые ожидания, как это часто бывает, стали проблемой Rover 75.
Что о нем говорили?
«В некоторых аспектах Rover 75 совершенно гениален. Ездовой комфорт, особенно на невысоких скоростях просто бесподобен. А шумоизоляция?! Вы знаете, но в салоне «Ровера» вообще-то тише, чем в «Роллс-Ройсе»!
Autocar
«Главная заочная проблема 75-го — имидж модели. Никто в здравом уме не верил, что Rover способен создать автомобиль, который не будет ни в чем уступать лучшим одноклассникам. Как же мы все заблуждались…».
AutoTrader
«Великолепный автомобиль для дальних путешествий. Комфортный на уровне настоящего премиума, но при этом доступный, хорошо оснащенный и такой очаровательный».
What Car?
«И уж вовсе особняком стоит Rover 75. И не только по цене: он выглядит, оснащен и едет, как действительно очень дорогой автомобиль. Если угодно — такой уменьшенный «Роллс-Ройс».
За рулем
Самая необычная фишка
Занимательного и яркого в конструкции и дизайне Rover 75 предостаточно. Отметим два самых любопытных момента. Впервые за много лет деревянные элементы салона «Ровера» были не просто декоративными накладками, а неотъемлемой частью интерьера. Грубо говоря, деревянные планки не клеились к пластиковой основе торпедо — сами несущие элементы торпедо были деревянными.
Другой шок — наличие в модельной гамме версии как с передним, так и с задним приводом! Да, «Ровер-75» классической компоновки — мотор спереди, ведущие колеса сзади — появился уже под конец жизненного цикла модели. Всего выпустили меньше тысячи экземпляров заднеприводного «семьдесят пятого». Но пошумели «классики» изрядно. Не в последнюю очередь благодаря V-образной «фордовской» «восьмерке» под капотом. Это было мощно — 260 «лошадей» и 6,2 секунды разгона до сотни.
Почему не получилось?
Если почитать восторги автомобильной прессы или посчитать десятки титулов и наград, Rover 75 никак не назовешь провалом. Вот только при прогнозируемом объеме выпуска в 100–150 тысяч моделей в год, «семьдесят пятый» только единожды преодолел планку в 50 тысяч машин.
Самое обидное, что в неудачах виновата не сама машина, а большая политика. Первый и, как считают британские журналисты, смертельный удар по Rover 75 нанес… Бернд Пишетсридер — президент BMW. Еще во время речи на премьерном показе модели в Бирмингеме осенью 1998-го, немец вместо того, чтобы расписывать сильный стороны новинки или хвалить дизайнеров, неожиданно выдал странную тираду о сложных экономической ситуации и непростых отношениях между BMW и Rover. Первое впечатление об автомобиле, который рассматривали практически как мессию всего «Ровера» оказалось безнадежно испорченным.
Не бывает дыма без огня. Пройдет полгода и немцы, не найдя взаимопонимания с правительством Великобритании о финансовых поблажках для Rover, поспешат избавиться от островного актива. Лучший Rover в истории станет заложником, а точнее сказать, жертвой ситуации.
На самом деле, высокие потребительские качества модели, позволят новым хозяевам Rover из финансовой группы Phoenix Consortium, протянуть на плаву дольше, чем ожидалось. Лишь в 2005-м все что осталось от былого величия «Ровера» отойдет китайцам из концерна SAIC.
К тому времени 75-й успел обзавестись кузовом универсал, удлиненной версией и мотором V8. Шедевр Ричарда Вулли пережил рестайлинг и бэджинжиниринг — на его базе были построены модели бренда MG. Увы, повлиять на судьбу компании в целом он, конечно, никак не мог. Автомобильные войны выигрывается не солдатами в окопах, а менеджерами в кабинетах.
Станет ли классикой?
Наверняка. В первую очередь, правда, в Великобритании. Для Европы, США и тем более России легковой «Ровер» слишком узкоспециализированная марка, чтобы сформировать культопоклонничество, как у того же Jaguar.
В свое время 75-е и созданные на их базе модели MG продавались в России, поэтому и предложений на рынке подержанных машин предостаточно. С любыми моторами: от базовой 1,8-литровой «четверки» (120 л.с.) до топового V6 2,5 л (177 л.с.). Реже встречаются машины с бээмвешными турбодизелями (116–131 л.с.). Цены не кусаются, а дизайн по-прежнему актуален, но вопросы по запчастям и наличию качественного сервиса нельзя не учитывать.
Сухой остаток
Обидно, когда талант не пробивает себе дорогу к заслуженному успеху по независящим от него причинам. Во всяком случае Rover 75 доказал — британцы действительно умели строить высококачественные автомобили, претендовавшие на звание лучших в классе. Жаль только, что со дня рождения последнего такого джентльмена минуло уже почти четверть века. /m
Могли, но не сумели: история AMC Pacer
Могли, но не сумели: история маленького, но героического Audi A2