История «Волги»: что вы не знали о легенде советского автопрома?
Одно из самых удачных творений отечественного автопрома. Культовая история длиной в 14 лет. Советский символ успеха, благополучия и достатка. «Волга» ГАЗ-21 – настоящая легенда, которая по сей день вызывает приятные воспоминания у старшего поколения автолюбителей и представляет огромный интерес для коллекционеров.
Знаменитый дизайн с характерной осанкой, просторный салон с удобными диванами и «неубиваемая» репутация – все это сделало «двадцать первую» доминирующей моделью на дорогах Советского Союза. А еще это самая узнаваемая машина, без которой не обходился почти ни один кинопроект «Мосфильма». Свою главную роль «Волга» сыграла в рязановской комедии «Берегись автомобиля». Вместе с Иннокентием Смоктуновским железная красавица задает тон сюжету и приковывает взгляды зрителей с первых кадров.
Смотрите х/ф «Берегись автомобиля» в субботу, 10 июня, в 10:10 и в воскресенье, 11 июня, в 16:15 на телеканале «МИР».
Даже спустя несколько десятилетий детище Горьковского автозавода не уходит в небытие. Сегодня старенькая «Волга» заслуженно носит статус самого очевидного и востребованного отечественного олдтаймера. MIR24.TV вспомнил, как создавалась эта неоспоримая классика.
Разработка и дизайн
Первым по-настоящему массовым легковым автомобилем в СССР была «Победа». Однако к концу 40-х годов четырехколесная звезда стала устаревать. Попытки модернизировать всенародную любимицу привели к разработке уникальной модели, которая в итоге стала главной мечтой для многих советских водителей. По замыслу инженеров, новый седан должен был превосходить «Победу» по всем параметрам: стать больше, мощнее, экономичнее и удобнее.
Для новинки планировалось полностью переделать салон и собрать новый двигатель. Оснащение будущей машины предполагало автоматическую коробку передач и надежную, энергоемкую подвеску, способную преодолевать проселочное бездорожье. Обязательным критерием должно было стать наличие радиоприемника и «печки», которую, как известно, не всегда устанавливали на «Победе». Такая комплектация позволяла вывести авто в новый класс и делала его самым статусным на рынке СССР.
Работать над дизайном седана принялись сразу две команды. Можно сказать, это был один из первых случаев применения конкурсного подхода в истории отечественного автопрома. Первую группу возглавил английский дизайнер Джон Уильямс, второй руководил скульптор Лев Еремеев. В итоге концепт нашего соотечественника оказался ближе к советским реалиям, нежели проект европейца, и дальнейшая работа над автомобилем велась по его плану.
Кстати, когда готовую модель продемонстрировали Георгию Жукову, маршал раскритиковал облицовку радиатора, которая напомнила ему «акулий оскал». Тогда было решено сделать решетку с горизонтальными прорезями и звездой посередине. Сегодня оригинальные «Волги» первого выпуска считаются дорогим раритетом.
Чудо-новинка
Производство «Волги» официально стартовало на Горьковском заводе в 1956 году. Тогда было выпущено пять пробных экземпляров М-21. Более широкая сборка новой модели началась через полгода, а уже в 60-е годы ГАЗ-21 становится самым массовым советским автомобилем. Его активно используют в качестве служебного транспорта, такси, карет скорой помощи и милиции.
Новинка оказалась намного шустрее своего знаменитого предка – «Победы». На «Волге» был установлен оригинальный, совершенно новый алюминиевый двигатель. Мотор объемом 2,45 л развивал, в зависимости от степени сжатия, вполне приличные по тем временам 75–85 лошадиных сил. Это позволяло автомобилю разгоняться до максимальной скорости в 130 км/ч.
А таким количеством реализованных технологий, каким обладала «Волга», не мог похвастаться никакой другой советский автомобиль. На «двадцать первой» впервые было установлено изогнутое лобовое стекло, увеличивающее обзорность. Рычажок переключения поворотников был перенесен на руль, где он находится по сей день. Несущий кузов с фосфатным покрытием оказался намного меньше подвержен коррозии.
Недочеты производства
Всем известно, что на капотах первых экземпляров М-21 красовались изящные фигурки серебряных оленей. Однако к началу 60-х этот декоративный элемент полностью убрали с выпускаемых моделей. Такое решение было принято по соображениям безопасности, ведь каждый случай наезда на пешехода, помимо прочих травм, мог усугубляться совсем уж неожиданными увечьями. Неудивительно, что впоследствии дефицитных «зверей» стали часто воровать. Примерная стоимость заветной статуэтки составляла 30 рублей.
Изменениям подверглись и амбициозные планы по базовому оснащению «Волг» автоматическими коробками передач. При проектировании трансмиссии за основу взяли американский агрегат Ford. Однако такая установка требовала грамотного обслуживания и специальных смазочных материалов, с чем в СССР была напряженка. Так что полноценно реализовать эту идею, к сожалению, так и не удалось.
На завод стали массово поступать письма от автовладельцев с просьбами заменить хитрую и ненадежную конструкцию на привычный механический вариант. В итоге с конвейеров сошли лишь около семи сотен машин с АКП. Сегодня эти экземпляры – истинные раритеты.
Неудачной оказалась и идея установки системы централизованной смазки. Конструкторы надеялись, что такое решение позволит владельцам авто не мучиться с масленками и шприцами, самостоятельно заполняя солидолом элементы подвески. Вместо трудоемкой процедуры достаточно было пары нажатий на специальную педаль. Однако на практике «мечта лентяя» постоянно выходила из строя, оставляя под автомобилем масляные пятна. И к 1960 году от этой схемы полностью отказались.
Эксклюзивные образцы
В отличие от более ранних советских автомобилей, ГАЗ-21 активно отправляли на экспорт. Для стран с левосторонним движением была разработана праворульная модификация. Поставки за рубеж осуществлялись и в виде машинокомплектов, которые впоследствии дополнялись иностранными двигателями. Экспортные версии «двадцать первой» отличались и визуально – их можно было определить по более богатой отделке кузова.
В советские таксопарки «Волга» М-21 тоже поступала в нестандартном исполнении. Обивку сидений для таких машин изготавливали не из ткани, а из кожзаменителя – чтобы было легче мыть и проводить дезинфекцию. Также для такси вместо одного переднего дивана стали делать два раздельных сиденья, причем спинку пассажирского места можно было складывать и ставить туда багаж. Крыши таких машин окрашивали в красный цвет, за это их в народе прозвали «красными шапочками».
Особое место в модельных вариациях «Волги» занимал универсал ГАЗ-22. Это был второй серийный советский лифтбек после «Москвича-423». Для простых советских граждан такая новинка была недоступной. В отличие от седана, «двадцать вторые» если и поступали в свободную продажу, то это были в основном либо такси, либо медицинские машины.
Знаменитым владельцем такого эксклюзивного образца был народный артист Юрий Никулин. Кумир миллионов смог купить редкую машину в порядке исключения и после письменного объяснения необходимости приобретения универсальной «Волги». Говорят, этот автомобиль знали все московские постовые, поэтому останавливали его только ради знакомства с известным водителем.
Кинокарьера «Волги»
Несмотря на массовое производство, «Волга» долгие годы оставалась автомобилем статусным. И, хотя по классу она была ниже представительских «Чаек», за машиной закрепился имидж элитного средства передвижения. Среди счастливых обладателей «двадцать первых» числятся Юрий Гагарин и Владимир Высоцкий.
Особую любовь к «Волгам» питали советские кинематографисты. После выхода фильма «Берегись автомобиля» ГАЗ-21 практически превратился в объект культа. Менее заметную, но весьма романтичную роль автомобиль исполнил и в кинокартине «Три тополя на Плющихе». А вот понаблюдать за тем, как прославленный железный конь мгновенно превращается в удобную спальню, можно в комедии «Три плюс два». «Волга» снималась почти во всех советских лентах, начиная с 1956 года. Без ее участия не обошлись съемки «Бриллиантовой руки» и «Мертвого сезона».
Современные киношники тоже не обошли стороной прославленную классику. В новом веке ГАЗ-21 вернулся на экран в виде автомобиля для супергероя. Так, на летающей «Волге» спасает мир главный герой фильма «Черная молния». Помимо этого, легендарная красавица успела засветиться и в музыкальных видео. Увидеть ее можно в клипах на песни «Kill The King» группы Megadeth и «Du Hast» Rammstein.