30 лет неуловимому Isdera Commendatore 112i
Петролхеды моего поколения — те, кому сейчас в районе сорока или чуть больше — возможно, помнят старинную компьютерную игру Need for Speed II из второй половины девяностых. О, что это была за «аркада» — затягивала повернутых на автомобилях в мир виртуальных гонок с головой! Помнится, я предпочитал фордовские концепты и другую технику известных марок, игнорируя экзотичный Isdera Commendatore 112i непонятного происхождения. И очень зря! В нынешнем году этот памятник упорству и фанатизму отмечает круглую дату, а мы вспоминаем его самым добрым словом.
За снаряд холодного голубого цвета Porsche Arctic Silver следует благодарить конструктора со звучным именем Эберхард Шульц. Это далеко не первый его опыт в отрасли, но определенно достойный считаться вершиной деятельности. Чтобы понять, как долго герр Шульц покорял свой персональный Эверест, вернемся на много лет назад, к самым истокам увлечения и бизнеса.
Первым проектом немца был рожденный в конце шестидесятых суперкар Erator GTE. Ранний вариант приводился скромным 1,6-литровым оппозитным мотором Volkswagen мощностью 54 л.с. Даже с этим задохликом Erator массой всего 760 килограмм выжимал 175 км/ч, но душа инженера желала большего. Следом в ход пошел фордовский V6 объемом 2,3 литра. Стало веселее: с двукратным увеличением отдачи скорость превысила 220 км/ч.
Третья и финальная модификация по элегантости и аккуратности исполнения (насколько это позволяют судить фотографии), совсем не походила на самоделку. Шульц расширил кузов на 100 мм и «сплющил» на 20 мм. Топливный бак перенесен с левого порога на правый.
В вопросе выбора двигателя мастер руководствовался принципом здорового максимализма. Понимая, что маленькие агрегаты не способны удовлетворить высокие устремления, он остановился на пятилитровом Mercedes-Benz M117 V8, который ставили на S-Class в «126-м кузове» и гран-туреры SL/SLC.
Здесь тоже все очень интересно, поскольку спецификация отнюдь не стандартная. Установлена система смазки с сухим картером, чтобы уменьшить высоту ДВС и понизить центр тяжести, а также исключить риск масляного голодания. Мощность — 420 л.с. Тяга передается на заднюю ось с самоблокирующимся дифференциалом через пятиступенчатую механическую КП.
Поговаривают, что Erator GTE развивал 315 км/ч, чем сильно расстраивал владельцев супермашин мировых брендов.
Среднемоторное купе выступило в роли убедительной дипломной работы. Шульц использовал его в качестве демонстрации собственного потенциала при попытках устроиться в одну из немецких компаний. И в итоге смог! Отдел дизайна и разработок Porsche под впечатлением от суперкара согласился дать шанс молодому таланту.
В конце семидесятых Шульц подался в тюнинг-ателье B+B Райнера Бухманна. Сотрудничество хоть и не продлилось долго (в 1982-м инженер покинул фирму после конфликта с руководством), но оказалось плодотворным. Как раз в тот период он закончил работу над прототипом CW311, суть смелой авторской интерпретацией культового Mercedes-Benz 300 SL Gullwing пятидесятых годов.
«Трехлучевая звезда» отнеслись к клиновидному спорткару без должного пиетета, но его история получила неожиданное продолжение. Отправившийся в свободный полет Шульц основал собственную компанию Isdera (акроним от Ingenieurbüro fur Styling, DEsign und Racing), по предоставлению услуг в сфере проектирования, аэродинамических исследований и мелкосерийного производства.
В качестве пробного шара выступил открытый Spyder, а в 1984 году свет увидел Imperator 108i — фактически товарная версия шоу-кара CW311. Интересно, принялись ли боссы «Мерседеса» в бессильной злобе кусать локти из-за упущенной возможности пополнить линейку классным продуктом?
Imperator выпускали долго — вплоть до начала девяностых. И в скромных количествах — на сборку каждого требовался год. В общей сложности, как считается, изготовлено менее 20 экземпляров с моторами Mercedes-Benz V8 объемом от пяти литров.
Создание уникальных моделей по «индпошиву» — это ли не мечта? Но Шульц, как истинный творец, размышлял о масштабном, о великом. Он грезил 24-часовым марафоном в Ле-Мане и хотел построить суперавтомобиль для омологации. Им и стал среднемоторный Commendatore 112i в честь Энцо Феррари, которого почтительно величали «Коммендаторе». Несмотря на нарочито гоночную внешность, он задуман практичным гран-турером, а не оголтелым ле-мановским монстром. Разумеется, о практичности следует говорить с поправкой на тогдашние представления о добре и зле.
В основу легла трубчатая пространственная рама. Двигатель по традиции взят из закромов «Мерседеса». Шульц не мелочился и ткнул пальцем в едва ли не самое крутое, что было на тот момент — шестилитровый алюминиевый V12 M120, известный в первую очередь по культовому седану S 600 (W140). О мощности судить непросто. По одним данным, с кастомной прошивкой выходило 420 л.с., что лишь немногим больше, чем у заводского агрегата. По другим, порядка 531 л.с., а, значит, доработки должны были быть весьма серьезные.
Кузов из стекловолокна и углепластика обтекаемый не только на вид — коэффициент аэродинамического сопротивления Cd равен 0,306, примерно как у BMW 3 Series F30. При грамотном старте и быстрой работе с рычагом шестиступенчатой «механики» разгон до 100 км/ч укладывается в 4,8 секунды. Максималка — в районе 340 км/ч. При движении в автобанном темпе подвеска автоматически уменьшает дорожный просвет на три дюйма.
В компьютерной игре Isdera казалась длиннющей и широченной, но в жизни она сопоставима с каким-нибудь массовым кроссовером наподобие Mitsubishi Outlander. Длина — 4623 мм, ширина — 1867 мм, а высота — «метр с кепкой».
На заре девяностых тесная кабина Commendatore 112i не производила впечатление камеры пыток. В оснащение входили кожаные кресла, кондиционер, высококлассная «акустика», антиблокировочная система тормозов. Для поездки в стиле гран-туризмо машина вполне годилась: 120-литровый топливный бак обеспечивал какую-никакую автономность, а багажник спереди объемом 200 литров вмещал пару сумок.
Возникает закономерный вопрос: если «Коммендаторе» такой распрекрасный, то почему о нем в курсе лишь немногочисленные петролхеды и те, кто помнит виртуальные гонки? Дело в том, что Isdera финансировалась инвестором из Японии. В начале девяностых экономика страны погрузилась в рецессию и имиджевые «развлечения» отошли на второй план. Все ограничилось одним единственным экземпляром.
В 1999 году герой виртуальной реальности вернулся отнюдь не в первозданном виде. Под именем Silver Arrow, в серебристой расцветке и с мерседесовскими эмблемами. Адаптация для дорог общего пользования потребовала заменить оригинальное зеркало заднего вида «перископного» типа на крыше на традиционные элементы. А вместо шикарных дисков BBS зачем-то поставили другие колеса.
Что же произошло? Подробности мы узнали из публикации интернет-ресурса drive-my.com.
Фирма перешла к швейцарскому инвестору, а ее шедевр — местному бизнесмену. На организацию встречи с легендой компьютерных игр ушел целый год. Кстати, лично джентльмен-владелец не явился, а отправил на рандеву своего сына. Молодой человек прикатил на Lamborghini Aventador и отзывался о «Коммендаторе» без особого пиетета: «Он старый, шумный, все кажется слишком тяжелым и он не очень удобный. Это просто не мой формат автомобиля».
В реальной жизни Isdera ведет негласную битву с водителем, словно яростный бык. И воспоминания у испытателя он оставил терпкие, с легкой горчинкой и сладким послевкусием.
«Каждый раз, когда я ускоряюсь, мой скальп яростно ударяется о небольшой металлический стержень на крыше, в нескольких дюймах позади моей головы. Шум двигателя невыносимо громкий, жара в салоне почти адская — кондиционер не работает, и моя мокрая от пота спина прилипает к спинке тесного гоночного сиденья, в то время как позади Mercedes-Benz V12 нагнетает в салон все больше горячего воздуха».
«В этом районе Швейцарии, недалеко от Боденского озера, не так много автомагистралей. Маршрут ведет нас по извилистым полосам с крутыми поворотами, выбоинами, большими перепадами высот и мягкой обочиной, деревнями и встречным транспортом, который внезапно появляются после поворота и требует молниеносного торможения».
При попытках удержаться на хвосте у Lamborghini приходит понимание, какую огромную роль играют несколько десятилетий технического прогресса. Впрочем, «Коммендаторе» все равно хорош. Весьма хорош!
«На каждой передаче V12 толкает Isdera вперед, словно гигант пинает его как футбольный мяч. Жесткая подвеска и низкие широкие шины делают рулевое управление очень чувствительным к малейшим изменениям рельефа дороги; каждая выбоина становится оврагом, каждый «лежачий полицейский» — горой. Иногда руль пытается вырваться из моей хватки, подобно гиперактивному щенку. Все ощущается тяжелым: рычаг переключения передач, рулевое управление, даже педаль газа. Тормоза Brembo требуют сильного нажатия на педаль, но эффективность замедления феноменальна. Уверенность растет по мере привыкания. Мне не разрешено полностью раскрыть потенциал машины, даже если дорога позволяет это, но я все равно получаю удовольствие», — делится своими воспоминаниями испытатель.
«Этот олдскульный суперкар по-прежнему разгоняется с места до 200 км/ч за 11,0 секунд, и даже если подобное мне не по силам, кажется невероятно быстрым — ощущение скорости ошеломляет. Мне нравится механическое ощущение этой машины, ее мощность при ускорении на выходе из поворота, грубая сила, необходимая для того, чтобы заставить ее делать то, что я хочу, и, прежде всего, первобытная мощь великолепного двигателя. Она совершенно не похожа на своих современников, уникальна во всех смыслах».
Владелец тщетно пытался избавиться от легенды NFS, но в конце концов ее судьба сложилась наилучшим образом. В 2016 году суперкупе выкупила… все та же Isdera. Она отреставрировала его и в 2021 году продала на акуционе RM Sotheby’s за 1 113 125 евро. На тот момент пробег составлял менее 10,5 тысячи километров.
В завершении нашего очерка стоит напомнить о событии, которое прошло почти незамеченным на фоне водоворота новостей автоиндустрии. Isdera заручилась поддержкой китайской WM Motors и в 2018 году представила 816-сильный электрокар Commendatore GT с салоном 2+2 и дверьми типа «крыло чайки» как у классической модели. Таких обещали выпустить всего два. Правда, сомнительно, что тридцать лет спустя этому «Коммендаторе» будут петь дифирамбы, а мужчины с седыми висками при его упоминании начнут радоваться как дети и вспоминать давние славные деньки. /m
История Мерседеса по имени «Пагода»