Войти в почту

"Ездили по автоточкам Казани — до 70% масел в канистрах не проходит тестов"

Эксперты — о торговцах подделками автомобильного масла, захвативших половину рынка страны

"Ездили по автоточкам Казани — до 70% масел в канистрах не проходит тестов"
© Реальное время

"Контрафакт в России всегда был, но сегодня его объемы резко возросли" — описывают ситуацию на рынке автомобильных масел представители отрасли. По оценке Союза автосервисов, доля подделок в сегменте достигла 30-50%. Купить оригинальную продукцию известных марок стало значительно сложнее, а самые раскрученные мировые бренды — почти невозможно. В этой связи наметился переход потребителей на отечественные масла, но и с их выбором следует проявлять бдительность, предупреждают эксперты.

"В страну хлынул контрафакт, а под раздачу попали и автомобильные масла"

В России на подделки автомобильных масел обычно приходилась одна десятая часть рынка (10—15%). Однако в прошлом году доля контрафакта резко возросла, достигнув 30—50%, отмечают в отрасли.

С прошлой весны мировые лидеры — производители популярных марок Mobil, Toyota, Castrol, NGN, Shell, BARDAHL и Liqui Moly — официально перестали поставлять свою продукцию в Россию. И хотя многие из этих брендов можно встретить на прилавках и сегодня, в подлинности товаров эксперты сильно сомневаются. Внешне масло не отличается от оригинальной продукции, и только цена в два раза ниже заставляет задуматься о его природе.

Хотя моторные масла есть в списке товаров, разрешенных к ввозу в Россию по параллельному импорту, в больших объемах эту продукцию из-за границы не завозят. Это еще одна причина усомниться в подлинности происхождения популярных импортных масел.

Если раньше зарубежные правообладатели, по его словам, могли инициировать юридическую кампанию против нарушителей своих прав в России и тем самым отсекали часть контрафактной продукции на рынке, то сегодня эта работа практически не ведется. "У нас уже есть судебный опыт: когда в суде представляют интересы компаний из Европы, суд склонен отказывать в удовлетворении таких исков. Можно вспомнить кейс со Свинкой Пеппе. В резолютивной части указали, типа: знаете, вы из недружественной страны, поэтому вам отказано в защите ваших прав. Это, конечно, дела по защите авторских прав, но по сути, тот же тип претензий, что и при выявлении контрафакта".

Как результат, представители ушедших западных брендов не предъявляют претензий к нарушителям своих прав в России и бороться с контрафактной продукцией в стране оказалось некому.

"Сейчас любой может привезти канистру с названием Mobil, и в России она будет считаться этой маркой"

Контрафактные автомобильные масла условно разделяют на несколько категорий. Одни из них производят в России, другие — привозят из-за границы, по параллельному импорту.

— Сейчас любой человек может привезти канистру масла, которое будет называться Mobil или как угодно, и эта продукция на территории России действительно будет считаться этой маркой. Это касается и оригинала, и тех масел Mobil, которые даже производятся в нашей стране, — отметил Сергей Агабеков, — Так что контрафакт в России всегда был, есть и будет, но сегодня его объемы резко возросли. Предпринимателей, которые хотят быстро заработать деньги по принципу "купи-продай", всегда было много, а теперь у них появилась возможность делать это с высокомаржинальной продукцией.

В условиях дефицита оригинальных импортных масел, цены на них с прошлого года значительно возросли. Владельцы автомобилей, которые до сих пор покупали лишь зарубежные смазки, сегодня задаются вопросом можно ли перейти на моторное масло отечественного производства? Специалисты уверяют — опасения напрасны, двигатели иномарок российское масло точно не испортит. К тому же будет меньше вероятности приобрести опасную подделку.

Основатель казанского аналитического агентства "Промрейтинг" Антон Глухов полагает, что объемы контрафактного автомобильного масла на российском рынке даже превышают озвученные показатели в 30%-50%.

"Поддельное масло встречается очень часто, в основном если покупать на маркетплейсах"

При этом часть импортных автомобильных масел из относительно дружественных стран все же завозят. "А вот все, что возили из Европы, к чему очень привык рынок, первая четверка особенно, представить себе, что это завезли вам, как "честные" товары, уже нельзя. Либо это будет с турецкой наклейкой, хотя мы уже сталкивались, что даже ее подделывают. Производители понимают, что люди по ней ориентируются, берут турецкое масло и копируют, в том числе турецкую наклейку заклеивая российской, делая вид, что это пришло по параллельному импорту. Но с маслами, в отличие от запчастей, особенность в том, что ничего не надо ниоткуда везти — наливай тут", посетовал Илья Плисов.

Представители татарстанских автосервисных компаний подтверждают, что и местный рынок наводнен подделками, как правило, дорогих импортных масел. К тому времени, когда выявляется контрафакт, двигатель автомобиля бывает серьезно поврежден.

Специалист напомнил, что завод-изготовитель автомобилей рекомендует список масел, которые должны использоваться автовладельцем при эксплуатации машины: "Эти масла специально разработаны под определенные виды моторов и имеют специальные характеристики по плотности, вязкости и тому подобному, чтобы авто прослужило дольше".

— Контрафактное масло может угореть от высокой температуры и перестанет выполнять свое предназначение: закоксует каналы, образует задиры на сильно трущихся деталях, разъест детали вследствие образования кислот, что приведет к поломке мотора, — предупредил Равиль Зиннатов.

По словам специалистов, до недавнего времени фальсифицировали в основном импортные масла, отечественные — остались вне зоны внимания "контрафактчиков". Но сегодня с ростом популярности группы масел российского производства самые известные и дорогие из этих марок тоже начали подделывать. При этом и сами автосервисные компании могут не подозревать, что приобрели подделку. Выявить контрафакт можно лишь лабораторным путем.

— В большинстве случаев, сервисы — такие же потребители, как и мы с вами. Мы не можем доподлинно определить, что масло поддельное. Многие из владельцев автосервисов на это и ссылались, говорили: а мне продавец сертификат на масло предъявил, и я потом продавал, — привел пример Илья Плисов.

— Сейчас поставок в страну либо нет, либо почти нет — есть только поставки из ОАЭ, Казахстана, непонятными путями. Даже те люди, которые их поставляют, сами не уверены в качестве этого масла. Ну и стоимость его космическая. На фоне этой экономической ситуации и активизировались подпольщики. Распечатать канистры очень легко, налить туда что-то непонятное — тоже. И если продавать это в полцены, то спрос всегда будет большой. Неискушенные автомобилисты покупают такие масла в интернете, — пояснил Антон Глухов.

"Мотор не ломается сразу — это дает зеленый свет контрафактчикам"

Контрафактное автомобильное масло также различают по качеству: "Есть ребята, которые делают масло хотя бы в соответствии с тем, что написано на этикетке. А есть много мошенников, которые под видом моторного масла продадут вам обычное индустриальное или веретенное, как в народе говорят. Зальете в двигатель и в первое время, возможно, даже не почувствуете, а потом ваш движок просто накроется".

Покупая фальшивое автомобильное масло, потребитель рискует поломкой двигателя, капремонт которого может обойтись в 200—300 тысяч или даже в полмиллиона рублей. Может пострадать и трансмиссия, и тогда восстановление современной машины в общей сложности может вылиться в миллион рублей, если низкокачественная подделка повредит коробку передач и мотор.

— Проблема в том, что мотор ломается не сразу, как вы в него залили некорректное масло — он просто изнашивается быстрее. Это дает зеленый свет контрафактчикам. Взять, к примеру, моторы BMW двухлитровые с турбиной. Срок службы турбины рассчитан на 250—300 тысяч км пробега, а у нас были случаи, когда турбина заканчивалась на 70—80 тысячах км. Раньше мы относили это к несовершенству конструкции, но эти моторы то ломают турбину, то нет. И уже есть гипотеза, что люди просто налили некорректное масло. Потому что на других машинах турбина выхаживает сроки, — пояснил член правления Союза автосервисов России.

В прошлом месяце представители российской Торгово-промышленной палаты закупили автомобильное масло разных марок в 14 точках продаж Москвы и Подмосковья и отправили их на анализы. Согласно отчету ТПП, большинство проб показало, что продукция оригинальная, но какая-то ее часть — оказалась контрафактной. Однако дальше этого дело не пошло.

— Как только такое выявляли раньше, появлялось уголовное или административное дело. А сейчас это заканчивается ничем. Мы просто проанализировали — какое-то масло застывает при 28 градусах мороза. Это значит, что в минус 20 вы просто не заведетесь, — посетовал Илья Плисов, — Потребителю почти не защититься — он не знает, что купил контрафакт. Он с удовольствием покупает масло за 2,5 тысячи рублей при его нормальной стоимости в 5-6 тысяч. Хотя это даже технически невозможно — купить за границей, привезти и продать, ну нет таких цен!

— У меня друзья, которые занимаются автомобилизмом профессионально, специально выписывали для себя признаки контрафактного масла. Ездили по крупным автосалонам и автоточкам Казани и Татарстана и мне в частной беседе говорили, что 70% масел в канистрах не проходит этих тестов. Они не могут утверждать, что это точно контрафактное масло, но на сайте производителя описаны признаки и не всем им соответствуют масла в салонах, — добавил Антон Глухов.

"Крупное предприятие может просто встать, сэкономив на масле"

В России контрафактное масло стало серьезной проблемой не только в автомобильном сегменте, но и в индустриальном. При этом индустриальному сегменту оно наносит намного больший урон. Огромное количество импортного оборудования, ввезенное в страну в предыдущие годы, обслуживали исключительно предписанными производителем импортными смазочными материалами определенных марок. С уходом западных партнеров, запасы иностранных индустриальных масел давно подошли к концу, а их покупка у непроверенных поставщиков грозит серьезными последствиями российским производствам.

— Вплоть до того, что не только компрессор может встать, а все производство. И если это градообразующее предприятие, пострадает и весь регион, — пояснил Сергей Агабеков, — Представьте себе, что будет если на каком-то из наших предприятий нефтегазового сектора встанет компрессор, либо насос турбины, что угодно. Нужно понимать, что любое предприятие имеет стратегически важные узлы, которые стоят намного дороже, чем автомобиль и его ремонт. Соответственно, таким стратегическим узлам надо уделять очень пристальное внимание.

Отечественные производители смазочных материалов рекомендуют обязательно проводить входной контроль масла для стратегически важных агрегатов. Причем делать детальные анализы. "Взять, к примеру, холодильные масла. Очень часто, когда их делают не по технологии, добавляют полимерную присадку, и по свойствам все вроде бы сходится с ГОСТом, а по факту полимер оседает на фильтрах, они сбиваются, в компрессоре возникает масляное голодание и происходит перегрев блокировки. Крупное предприятие, которое зарабатывает миллионы рублей в день, может остановиться из-за того, что сэкономило и купило фальшивое масло".

В индустриальном секторе России привыкли использовать те же популярные у автомобилистов импортные моторные масла Shell, Mobil, Castrol, Fuchs, Total, поскольку работали преимущественно на импортном оборудовании. "Никто не брал на себя риск по замещению этих масел на отечественную продукцию, хотя российская нефтепереработка на очень высоком уровне", отмечают в отрасли.

— Нам поставлялся компрессор "Атлас Копко", в который было залито масло той же марки, и никто не собирался его менять. На индустриальных предприятиях компрессоры могут стоить сотни миллионов рублей. Соответственно, чтобы не рисковать, технический персонал закупал это масло и заливал. Тоже самое с другими станками, которые нам поставлялись, например, станок DMG MORI, у них было прописано применение масла только марок Fuchs, Shell, Mobil.

Но такой ситуация была до прошлого года. Сейчас при покупке импортного масла, российские промышленники масло уже не могут быть уверены, что приобретают оригинальную продукцию. "Вы вроде его купили, а где оно было сделано — неизвестно. Может и у нас в России, а может в ближнем зарубежье — странах СНГ, или в Турции. Если его сделали близко к оригинальной технологии — у вас рисков мало, но, если с диким количеством нарушений — вы зальете масло в компрессор, а он выйдет из строя".

Еще одна проблема в том, что на крупных предприятиях России нет входного контроля моторных масел. Специалисты, изучившие вопрос, указали, что даже там, где смазочные материалы якобы проверяют, это происходит только на бумаге: "Ребята на местах просто вписывают в журнал входного контроля данные из паспорта качества на данную партию. Вы должны понимать, что паспорт качества — это просто бумажка, которую можно напечатать на любом принтере".

Так и в российской промышленности наметился переход на отечественные масла. Некоторые отечественные бренды, которые имеют хорошую научную базу, смогли заменить импортную продукцию не просто по описанию, а проанализировав используемое масло и дав прямой аналог. Такие компании, вложившие деньги в науку, ушли далеко вперед, отмечают эксперты.

— Потому что, опасаясь контрафакта, крупные предприятия, начали очень быстро переходить на отечественные масла. Думаю, что и мелкие производства последуют их примеру, и те, кто до сих пор не перешел. Мы, как производители, можем заявить, что отечественные масла ничем не уступают по качеству импортным, но только если это масло произведено по технологии, соответствующей тому маслу, которое вы запрашиваете, — подчеркнул Сергей Агабеков.

По оценке собеседника издания, доля контрафактного масла в индустриальном секторе достигает тех же объемов, что и в автомобильной сфере — порядка 30—50%, поскольку пропорции продаж практически такие же. "Поэтому нельзя халатно относиться к входному контролю масел, на него нужно тратить деньги. Некоторым большим предприятиям мы бы даже рекомендовали сделать маленькие лаборатории по анализу ГСМ. Если нужно проконсультировать по методам анализов масел, мы готовы помочь. Мелким производителям рекомендуем обращаться в независимые лаборатории или привозить к нам на входной контроль. Эта услуга сейчас тоже достаточно распространена в России".

Поможет ли маркировка и как не купить подделку?

Как один из вариантов борьбы с фальсифицированным моторным маслом, в России рассматривают инициативу ввести для этой категории товаров цифровую маркировку. Обязательно маркировать, в том числе импортные смазочные материалы, предлагали еще в прошлом году. В текущем, на полях ПМЭФ вновь вернулись к обсуждению вопроса. Однако мнения экспертов на предмет того, решит ли это проблему с контрафактом, разделились.

— Я всегда против ужесточения ответственности, но здесь, думаю, стоит предусмотреть введение системы маркировки. Как сейчас маркируют питьевую воду, молочные продукты и другие товары, нужно маркировать и моторное масло. Возможно, так мы сможем отсечь большую долю людей, которые в отсутствие понятных систем наказания зашли на рынок и решили быстро срубить денег, — считает Антон Глухов.

— Маркировка на автомобильные масла усложнит подделку масел, но полностью не решит данную проблему, так как современные технологии не стоят на месте и нужно постоянно усовершенствовать систему защиты, — считает Равиль Зиннатов.

— Цифровая маркировка не решит проблему с контрафактным автомобильным маслом. Кодировка импортных масел происходит по QR-коду. Мы тут помогали ребятам, показали им левый сайт Mobil, так вот ты наводишь камеру на QR-код и попадаешь на клон сайта официального производителя, который покажет якобы достоверную информацию о товаре. А размещение этого сайта на Украине находится, — привел пример Александр Казаченко.

Как же потребителю не ошибиться в выборе моторного масла? Эксперты дают общие рекомендации. Во-первых, перед тем, как купить смазочный материал, убедиться, что у выбранного бренда действительно есть производство. Закон обязывает указывать производителя и его юридический адрес на упаковке изделия. Далее покупатель при помощи интернета может проверить по карте или даже позвонить, убедиться, что завод по указанному адресу действительно существует.

— К тому же сейчас нужно особое внимание обращать на квалификацию самого производителя. Это деталь для обычного человека может и сложна, но нужно понимать, что без качественного лабораторного оборудования выпустить качественное моторное масло невозможно. У завода должен быть довольно дорогостоящий набор оборудования для качественного контроля качества масла. А такими лабораториями сегодня обладают лишь единичные отечественные предприятия — производители моторных и индустриальных масел, — пояснил Сергей Агабеков.

Для решения проблемы контрафактной продукции универсальных решений нет, добавляют в Союзе автосервисов. По мнению его представителей, вопрос — в компетенции правоохранительных органов, но те не мотивированы работать с фальсификатом. Традиционно полиция работает по заявлению, а поскольку заявителя нет, у правоохранителей нет и основания работать.

— Мы, как приобретатели, заявителем выступать не можем, только констатируем, что выявили подделку. Вот ТПП выявила несколько контрафактных банок масел Toyota, ZIC, но по этому поводу полиция ничего возбуждать не будет. Поэтому единственное, что мы можем сделать, это как общественная организация заниматься просвещением участников рынка, особенно автосервисов, чтобы те понимали, что сегодня взять на рынке оригинальные Castrol или Mobil шансов нет. Но что делать с потребителем — неизвестно. Он идет на маркетплейс и находит там что-то очень дешевое, потом пишет отзывы — вот, мол, крышка не закрытая, масло не оригинальное. А ему в ответ: ну извините, что не оправдали ваших ожиданий, — посетовал Илья Плисов.

По мнению экспертов отрасли, проблему необходимо решать комплексно, в том числе с участием самих представителей рынка. В пример привели сотрудничество с одним из крупнейших маркетплейсов, где уже удалили около десятка селлеров, продававших фальшивое масло. Словом, онлайн-магазины, также начинают принимать меры, чтобы интернет-площадки не были провайдером контрафакта в рынок.