Правительство предложило разрешить ремонтировать нефтеперерабатывающие заводы неоригинальными запчастями
Требования к ремонту нефтеперерабатывающих заводов могут смягчить. Поправки в постановление позволят использовать для ремонта неоригинальные запчасти. Над документом работают Минэнерго и Минпромторг, пишет газета «Известия» со ссылкой на источники в ведомствах.
Сейчас использование неоригинальных запчастей рассматривается как нарушение. Если поправки примут, их можно будет использовать официально. Но с парой условий: во-первых, будет обязательная оценка детали со стороны эксплуатирующей организации при приемке. Во-вторых, производители детали должны будут прописать для нее ограничения.
В ремонте НПЗ может помочь обратный инжиниринг, когда по образцу детали изготавливается ее копия. Формально российскими законами это не запрещено. И в целом российским НПЗ сейчас ничего не угрожает, уверен зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев:
Дмитрий Гусев зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» «Проблема с импортозамещением большая и актуальная, она висит на повестке с 2014 года. С 2014 года многие компании начали создавать департаменты импортозамещения и заниматься поиском оборудования, но зачастую это все складывалось и после начала спецоперации в то, что находили те или иные обходные пути, как поставлять те или иные запасные части для оборудования. Поскольку их сейчас становится все меньше и меньше, большая часть оборудования на нефтеперерабатывающих заводах, особенно на вторичных процессах, — это иностранные технологии, то решение, которое готовит правительство, назрело. Особо бояться импортозамещения в этой части не стоит, уже есть практики, на некоторых заводах в этом году ставили российские части, российское оборудование, и оно работает, но ситуации, что завтра завод встанет, потому что чего-то не хватает, нет. С учетом того, что ремонт НПЗ все-таки прогнозируется на несколько лет вперед, у каждой запчасти есть определенный ресурс, и она меняется, не потому, что она сломалась, а потому, что выработала свой ресурс, необходима подготовка к следующему году, к 2024-2025 годам, с точки зрения, где завозить, а где-то самостоятельно создавать на территории России все необходимое оборудование. Обратный инжиниринг мы можем применить к Китаю. Вся китайская промышленность — это обратный инжиниринг в какой-то мере, и нормально себя чувствует, создает нормальную технику».
До введения массовых санкций российские НПЗ ремонтировались в основном иностранным оборудованием. Доля импортных деталей достигала 80%. Однако весной 2022 года США и ЕС ограничили поставки для российских компаний. Причем параллельный импорт помогает лишь частично.
Правительство давало сигналы бизнесу, чтобы он переходил на неофициальные запчасти и оборудование, однако законодательная база не была к этому подготовлена, говорит ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:
— Сейчас один закон противоречит другому, одни правила регулирования — другим, нужно привести законодательство к единому виду, что действительно можно устанавливать оборудование, которое не от эксклюзивного производителя, а сделано по обратному инжинирингу, то есть некие аналоги. Весь 2022 год государство и подталкивало бизнес к этому, что игнорируйте все требования производителя, делайте сами, самое главное — бесперебойность работы объектов энергетики. И мы постоянно говорили об импортозамещении, а импортозамещение и есть подобные проекты. С другой стороны, безопасность технологическая и функционирования, чтобы не абы какие детали ставили на НПЗ, от которых все может взорваться и сломаться, а тоже, может быть, будет создан перечень сертифицированных производителей. Мы видели в истории хороший пример, тот же Китай, он все подряд копировал, при этом где-то что-то улучшал, в итоге мы видим, что Китай сейчас один из технологических лидеров в мире. Другой вопрос, не увязнет ли это все в бюрократии, и тогда придется то же самое западное оборудование покупать гораздо дороже через разные логистические схемы и посредников, это было бы негативным вариантом.
— Нехватка оригинальных деталей сейчас очень серьезная в этой области?
— Она скорее приводит к дополнительным экономическим издержкам, чем каким-то коллапсам отрасли. Были отдельные инциденты в 2023 году, когда были незапланированные остановки предприятий, но не очень продолжительные, они не носили тотальный характер по всей отрасли в нефтепереработке или электроэнергетике и прочего.
В прошлом году представители крупного нефтяного бизнеса уже предлагали правительству пересмотреть правила, однако принятие мер было отложено. Осенью глава Минэнерго Николай Шульгинов отмечал, что ситуация на оптовом топливном рынке осложнилась во многом из-за внеплановых остановок крупных НПЗ.