Войти в почту

– Пытаюсь разобраться в хитросплетениях символов на маркерной доске в вашем кабинете. Это, случаем, не план нашего наступления под Авдеевкой?

Олег Васильевич Роменский: «Хочется созидать дальше!»
© Официальный информационный портал Администрации города Ханты-Мансийска

– Нет, это один из элементов одного из проектов, которым я занимаюсь в качестве процессного архитектора Регионального института управления (РИУ). Если упростить смысл задач, стоящих перед РИУ, созданным при Департаменте госслужбы, то они заключаются в анализе процессов оказания госуслуг на региональном и муниципальном уровне. Если жители Югры вдруг проявляют недовольство работой какого-либо элемента процесса оказания им госуслуг, мы анализируем ситуацию, выявляем «узкие места» и перестраиваем их так, чтобы они были удобны прежде всего получателям госуслуг. Ну а процессный архитектор выбирает ту или иную методику таких преобразований.

– А теперь давайте поговорим о том, что же привело вас к столь необычной профессии!

– Первое мое образование – педагогическое, я преподавал в школе в качестве учителя математики, информатики и вычислительной техники. А когда на моей Родине – в Донбассе – началась «украинизация», принял решение уехать. Начитавшись в свое время Джека Лондона, задумался о «покорении» Севера и в 1993 году приехал в Радужный. Поначалу работал в школе, затем понял, что мне не хватает финансового образования и окончил бухгалтерские курсы при техникуме. Когда началось развитие налоговой сферы, прошел путь от инспектора до заместителя руководителя межрайонной налоговой инспекции ФНС РФ, попутно отучился на экономиста в Налоговой академии.

Заинтересовавшись проектом «Социальной карты москвича», задумался – а почему бы не принять участие в проекте по созданию аналогичной для югорчанина? В то время все государственные службы, оказывающие услуги населению, были разобщены, в результате граждане впустую тратили массу нервов, сил и времени. Чтобы решить часть этих проблем, я возглавил серьезный и многогранный проект, требовавший взаимодействия различных ведомств. В конечном итоге он получил реализацию как МФЦ.

Следующим местом приложения сил стал «Региональный центр инвестиций», который занимался таким перспективным для региона и города Ханты-Мансийска направлением, как поддержка предпринимательства, выступал в качестве связующего звена между бизнесом и элементами государственной власти, решал различные проблемы предприятий. Я, в частности, принимал участие в разработке бизнес-планов развития «Рыборазводного завода», «Агрофирмы», «Северречфлота» и многих других, реализованных в городе.

Трудился в разных, но сопричастных сферах экономики и управления. Правда, три года также отработал в Москве, куда меня пригласила крупная фармацевтическая компания для того, чтобы им на производстве продуктов выстроить проектное управление. Это тоже оказалось хорошей и успешной школой.

В проекте, созданном по инициативе Н.В. Комаровой, занимался социализацией заключенных ИТУ, учил их создавать предпринимательские проекты. Было сложно, но мы давали осужденным шанс найти свое место в жизни. Был приятно удивлен, когда года через два после завершения курсов бизнес-планирования для осужденных в «Сити Молл» подошел мужчина и сказал: «Учитель, помните меня? Вот, открыл здесь свой магазин и возвращаться ТУДА не планирую. Как же я вам благодарен, что дали шанс и научили создавать предпринимательские проекты!» Значит, в результате все оказалось не зря!

– Среди множества ваших видов деятельности один стоит особняком. Вы – самозанятый, который создал какую-то уникальную настольную игру. Несколько необычное начинание…

– Когда законодатель ввел эту новую категорию – самозанятых, то заниматься предпринимательством разрешили в том числе и подросткам. Но как донести основы бизнес-правил до детей? Конечно, можно с помощью лекций, каких-то уроков, но давайте смотреть правде в глаза – в лучшем случае 5 процентов подростков в 14 лет запоминают услышанное. А вот непосредственно участвуя в рабочем процессе, показатель поднимается до 45-50 процентов, значит, появляется надежда.

И вот тогда впервые родилась идея передачи знаний через игру. Проанализировав ситуацию, понял, что все существующие настольные экономические игры созданы на иностранных аналогах вроде «Монополии» и ориентированы на западный менталитет, на управление недвижимостью, которая в их возрасте пока недоступна. Может ли подросток вынести какую-то практическую идею из такой игры? Увы, в своем юном возрасте он не построит АЗС или гостиницу, значит, «Монополия» для нас неприемлема.

Полтора года разрабатывал этот проект. Выбрал виды деятельности, которые интересны подросткам и которые в своем еще детском возрасте они смогут реализовать, дополнил основными семейными и патриотическими ценностями, путешествиями по России и Югре, элементами формирования финансовой грамотности – и в результате появилась «Настольная социально-экономическая игра для развития смекалки, предпринимательской инициативы подростков, молодежи и не только «Большие перемены в стране возможностей».

– В чем ее основное отличие от зарубежных аналогов?

– В тех играх главное – заработать деньги, но на самом деле главная ценность жизни заключается не в деньгах, они – лишь средство расчета. Поэтому ввел в правила игры фишки «Радость» и «Уважение», благодаря которым победителя в итоге определяют отнюдь не по количеству накопленных денег. Вскоре почувствовал, что и эта схема неполноценна, и тогда появилось понятие «Волонтерства» – совместная реализация общественно значимых проектов, которая приносит «Уважение».

Основная цель игры – научить 14-летних делать качественный и востребованный продукт, а реальные примеры подобного приведены на игровых карточках. Кстати, фишки-«матрешки» для созданной игры я покупаю у 15-летних самозанятых подростков, которые их разрисовывают. Надо дать возможность детям попробовать свои силы в предпринимательстве на простых вещах.

– Можно ли сегодня приобрести ваше творение?

– В ноябре 23-го года я впервые представил свой законченный проект, и всю первую коллекцию из 50 экземпляров моментально разобрали. Увы, затраты на ее производство в подарочном варианте достаточно большие. Хочу, чтобы она выпускалась массово, в недорогом исполнении, и оказалась во всех библиотеках, образовательных и молодежных центрах, а соответствующие предложения для реализации задуманного направил в профильные департаменты округа.

Только что вернулся с ВДНХ, где провел две недели отпуска в качестве волонтера на выставке «Россия» на площадке Югры. Так вот, когда представлял гостям созданную в Ханты-Мансийске игру, то на нее подписалось более 350 семей, которые увидели в ней ценность для развития своих детей. Поэтому потенциал проекта достаточно высок. В разработке есть идеи для создания других игр, например, туристической – для популяризации Ханты-Мансийска и района, да и других территорий Югры.

– Кроме всего прочего, вы выпускаете еще и подарочные шахматы. Это вдруг зачем и отчего?

– Задумался в свое время о том, что же наш гость может увезти с собой на память из Югры, и при этом еще и чуточку погрузиться в культуру коренных малочисленных народов Севера? Изучив предмет, в результате вычленил семь главных для себя образов угорской мифологии и понял – да это же семь основных шахматных фигур! Так и сформировалась целостная картина – я ведь все пытаюсь встроить в систему. И понеслось – эскизы, дизайн, создание легенды для каждой фигуры, а там и производство. Фигурки делаю сам в домашних условиях из эпоксидной смолы и выпускаю в свет под брендом «Легенды Русского Севера».

– А теперь признайтесь, зачем вам тратить массу сил и времени на создание продукта, который вряд ли когда-нибудь принесет вам баснословные барыши?

– Ну да, эти проекты пока не окупаются, нужно массовое производство. Но, кроме всего прочего, это же еще и источник вдохновения, способ познания мира! Значит, есть надежда и цель для того, чтобы вставать по утрам. Данные продукты несут радость и остаются во времени как одна из множества частичек развития региона. Например, они уже есть в экспозиции нескольких музеев, значит, когда-нибудь потомки смогут узнать, что была на свете такая семья – Роменских и маленькая «капелька творчества» этой семьи присутствовала в «реке креативного развития» Югры.

– Расскажите, кто входит в ее состав!

– Жена Марина работает экономистом, старшая дочь Вероника – индивидуальный предприниматель, она выращивает якутских лаек и катает на них «особых» детей, Анна – учитель младших классов, Александр изучает хореографию в педагогическом колледже, Денис учится в школе и увлекается программированием.

– Вскользь вы уже упомянули о множестве других ваших увлечений…

– Прежде всего мне интересны спорт и активный отдых, я уже подготовил несколько книг про свои путешествия – например, в горы Северного и Приполярного Урала или на велосипеде – из Москвы в Лондон и из Лондона в Сочи. В свое время был президентом Федерации парусного спорта Ханты-Мансийска, начинал учить детей заниматься парусным спортом – кайтингом. Задумался о написании сценариев для игрового и мультипликационного фильма. В прошлом году в составе гуманитарной миссии ездил волонтером в свой родной Донбасс.

– Что значит для вас понятие «Ханты-Мансийск»?

– Очень многое. Здесь родились мои сыновья, выросли дочери, здесь удалось реализовать себя по многим направлениям. В Ханты-Мансийске рождаются идеи и этот город является местом силы для их воплощения! А если это так, то хочется в нем жить и хочется созидать дальше! Андрей Рябов