Из песни автора не выкинешь: как защитить право на свое произведение
19 марта 1474 года в Венеции приняли закон об охране авторских прав на изобретения. Он был первым в мире, в котором признавались моральное и исключительное право на использование автором своего изобретения в течение установленного срока. Наше издание выяснило, как в России можно надежнее всего защитить свое произведение, будь то песня, компьютерная программа, рисунок или книга, и во сколько это обойдется.
От устава к кодексу
В Венецианском уставе 550 лет назад впервые признали исключительное право автора и его наследников на использование изобретения. По сути, этот закон регулировал выдачу патентов на десять лет и защищал венецианских ремесленников от иностранных конкурентов в борьбе за инновации. Так, например, удалось защитить знаменитую технологию стеклодувов. До этого производителям венецианского стекла просто запрещали покидать острова Мурано, чтобы секрет изготовления цветного стекла не уходил за пределы Венеции.
Первым российским законодательным актом, регулировавшим авторские отношения, стал Цензурный устав 1828 года. Позже его неоднократно дополняли, преобразовывали в законы и положения. В связи с этим примечательна история 1850-1860 годов, когда при отсутствии твердых юридических обоснований рассорились два великих прозаика Тургенев и Гончаров. Последний имел неосторожность пересказать приятелю план своего романа «Обрыв» и пока долго и мучительно, почти 20 лет, обдумывал и писал произведение, Тургенев успел издать «Дворянское гнездо», в котором Гончаров тут же обнаружил «сходство общего плана и отношений некоторых лиц между собой». Позже Гончаров увидел отголоски своего романа в тургеневских «Накануне», «Отцах и детях» и в «Дыме». Третейский суд, созванный по просьбе Тургенева, признал лишь близость романной проблематики обоих писателей, но те уже поругались окончательно.
В настоящее время авторское право в России закреплено в части четвертой Гражданского кодекса, которая вступила в силу в 2008 году. Оно определяет все аспекты этого института: объекты авторского права, порядок использования произведений, ответственность за нарушения и срок их защиты.
Объекты авторского права
Статья 1259 Гражданского кодекса определяет объектами авторских прав литературные, драматические, музыкально-драматические, хореографические произведения, сценарии и пантомимы, а также музыкальные сочинения с текстом или без, аудиовизуальные творения, произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы и комиксы. Отдельно оговорено, что авторские права распространяются также на часть произведения, например на его название или персонажа.
Кроме того, авторским правом защищены творческие работы декоративно-прикладного, сценографического и садово-паркового искусства, архитектуры, градостроительства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов, а также фотографии, карты, планы и эскизы. К объектам авторских прав также относят «программы для ЭВМ», указано в кодексе.
При этом закон об авторском праве не охраняет идеи, концепции, методы, открытия, факты, языки программирования и геологическую информацию о недрах. Общественным достоянием также считают официальные документы, государственные символы и денежные знаки, фольклор, а также новости и телепрограммы.
Отличить от патента
Авторские права возникают автоматически с момента создания произведения. Для этого не нужно оформлять специальные документы. Если же нужно защитить собственное изобретение, полезную модель или образец, который пойдет в производство, необходимо получить патент — только так у создателя возникнут исключительные права на созданный объект, но не более чем на 25 лет. Патентное право защищает техническое решение в любой области, относящееся к устройству или веществу, а также технологии. Можно, например, защитить конструкцию прибора или набор элементов, а также оригинальное решение внешнего вида изделия промышленного или ремесленного производства.
Патент можно продать, передать, предоставить право использования, авторское же право неотчуждаемо. Кроме того, оно охраняется и после смерти автора. Это значит, что опубликовать стихотворение Пушкина под своим именем нельзя.
Как заработать на песне
Наследники автора обладают правами на его произведения в течение 70 лет после смерти творца. То есть произведения Пушкина уже стали общественным достоянием, а вот использование трудов Корнея Чуковского еще 15 лет нужно согласовывать с потомками.
Авторы и правообладатели имеют право назначать любую цену за использование своего произведения, пояснил нашему изданию президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев. Если, например, в художественном фильме по замыслу должна звучать какая-то определенная песня, продюсер будет вести переговоры с правообладателем, пока не договорится. Если нужна просто песня, характеризующая определенную эпоху, выбор будет гораздо шире, а цена — ниже.
По словам эксперта, в России авторское право работает в разных индустриях по-разному: достаточно хорошо оно защищено в сфере музыки, кино и анимации, в литературе — средне, а в архитектуре и дизайне — «мягко говоря, никак».
Так, автору книги достаточно продать подороже свое произведение какому-либо издательству, а потом следить, чтобы оно не всплыло на просторах интернета или в книжных магазинах не появился контрафакт.
В интересах авторов музыкальных произведений в России действует Российское авторское общество (РАО). И это, пожалуй, лучший пример защиты авторских прав. Аккредитованная Минкультуры организация заключает договоры с ресторанами, телерадиокомпаниями, караоке-барами и другими местами, где играет музыка, и делает перечисления в пользу авторов — только с российскими заключено более 26 тысяч контрактов. Согласно положению на сайте РАО, стандартная ставка без региональных коэффициентов за фоновое звучание композиции в клубе площадью до 200 квадратных метров — 9 тысяч рублей в месяц, на катке — 2 процента от выручки при продаже билетов.
Получить компенсацию за кражу
О факте воровства идеи, образа или произведения авторы, как правило, узнают постфактум. Если письменные обращения к нарушителю не помогли, требовать компенсацию можно только в суде. И такие дела в России становятся все популярнее.
Согласно исследованию юридической компании ЭБР и образовательной платформы Moscow Digital School, в 2023 году в стране было зарегистрировано 52 620 судебных споров, связанных с защитой интеллектуальной собственности, что на 21 процент больше, чем годом ранее. Один только «Союзмультфильм» подал в 2022 году более 5000 исков о защите авторских прав на своих персонажей. Как сообщили «Интерфаксу» представители киностудии, наиболее часто компании неправомерно использовали анимационные образы котенка Гава, Чебурашки, крокодила Гены, Винни-Пуха, Карлсона и персонажей из «Простоквашино» и «Ну, погоди!». Средняя цена иска киностудии составила 50 тысяч рублей.
Гражданский кодекс определяет размер компенсации за незаконное использование авторских шедевров в пределах от десяти тысяч до пяти миллионов рублей. Конечную сумму выносит суд, исходя из конкретной ситуации. Учитывают срок незаконного использования произведения, степень вины нарушителя, наличие похожих проблем в прошлом, а также вероятные убытки правообладателя.
Главный юрист одного из общественно-политических изданий Наталья Брежнева рассказала, что в ее практике было достаточно случаев, когда вдруг объявлялись авторы и требовали компенсации за размещенные на сайте или в газете фотографии. Причем суммы указывали до миллиона рублей.
«Не так давно мы опубликовали новость об аварии с пазиком, взяв фото места происшествия с официального сайта одного из ведомств. Позже нам пришел иск. Во время разбирательства выяснилось, что девушка-очевидец на свой телефон сняла небольшое видео и передала его по знакомству в местное СМИ. Из него сделали фотокадр, которым воспользовались многие издания. Нам она предъявила претензию в 300 тысяч рублей, суд снизил выплату до 70 тысяч. Известно, что подобные иски получили и другие издания и телеканалы», — рассказала юрист.
Авторство подтвердит «цифра»
В целом саму презумпцию авторства доказать достаточно легко независимо от отрасли, заверил президент Федерации интеллектуальной собственности: сервисы депонирования и общественно-государственная блокчейн-инфраструктура решают сейчас все вопросы по клику за несколько минут. Сергей Матвеев рассказал, что широкое распространение интернета, возможность беспрепятственно обмениваться любой информацией поначалу привели к колоссальному росту нарушений авторских прав. Но так как вызов был брошен цифровой средой, то и решение нашли в этой сфере.
Специалист пояснил, что зафиксировать авторство в цифровом реестре можно на музыкальное, литературное, графическое, фотографическое произведение, компьютерную программу, архитектурный проект и даже сложный мультимедийный продукт.
«Сейчас цифровые технологии помогают найти все сайты, на которых произведения незаконно используются, а электронные реестры и цифровые сделки сделали оборот авторских прав и их защиту более простыми», — подчеркнул президент Федерации интеллектуальной собственности.
Эта система работает достаточно просто. Данные об объектах и правах на них записаны в сети РЦИС.РФ, в которую в качестве узлов входят Роспатент, Росстандарт, Суд по интеллектуальным правам, организации по коллективному управлению правами, ведущие музыкальные издательства и медиахолдинги. Указ президента от 2021 года наделил эту общественно-государственную блокчейн-инфраструктуру управления интеллектуальными правами функцией оператора в этой сфере. Как сообщается на сайте РЦИС.РФ, в Сети уже зарегистрировано 10,8 миллиона транзакций: от создания интеллектуальной собственности до заключения сделок.
Самостоятельно сохранить свое произведение в «цифре», то есть пройти процедуру депонирования, можно на одном из сервисов инфраструктуры. Ее стоимость начинается от 990 рублей. За эту сумму предоставят ячейку на 50 Мб на один год. Самая крупная ячейка 5 Гб будет стоить почти 100 тысяч рублей на пять лет. По истечении срока ее можно продлить.
«Если человек или группа людей создали любой вид произведения и намерены в будущем его хоть как-то использовать, лучше пройти эту процедуру, поскольку она позволит не только подтвердить права в суде, но и впоследствии совершать сделки с этими правами в цифровом виде и даже бороться с пиратством в автоматическом или полуавтоматическом режиме», — отметил Сергей Матвеев.
Другие способы защиты
Доказать авторское право в суде, имея официальное свидетельство РЦИС, безусловно, проще всего. Но есть и еще способы.
Так, при загрузке файла в хранилище «Яндекс.Диска» фиксируется дата, также там обозначено имя пользователя. Вместе они могут подтвердить авторство произведения. Правда, судья не станет на заседании просматривать компьютер, поэтому нужно будет заранее сходить к нотариусу и составить протокол осмотра страниц сервиса. Эта услуга стоит порядка десяти тысяч рублей, но в случае выигрыша суд обяжет ответчика возместить их.
Свой бесценный труд можно по старинке отправить заказным письмом по почте самому себе и не вскрывать его до возможного суда. Но у этого метода есть много минусов. Он подходит только для произведений, которые можно распечатать на бумаге или записать на диске. Письмо также может затеряться, штемпель с датой — выцвести, а в суде, возможно, придется доказывать, что конверт не вскрывали, а штемпель не подделали. Тогда понадобится экспертиза или дополнительные доказательства.
Фото, тексты, видео или ПО можно выложить под своим аккаунтом в соцсетях, блогах или на специальных сайтах типа «Проза.ру» или GitHub - словом, там, где можно зафиксировать дату и авторство. Для надежности можно добавить символ Copyright ©. Фотографам эксперты советуют хранить исходники в формате RAW с указанием в метаданных времени съемки, модели камеры и имени автора, дизайнерам — рисунки от руки или, например, в формате PSD.
Программистам намного сложнее обезопасить себя от плагиаторов. Зарегистрировать софт или базу данных они вправе в Роспатенте, но это подтвердит лишь факт наличия кода в определенный промежуток времени, можно использовать также утилиты, которые создают отчеты, помогающие отследить этапы работы и засвидетельствовать процесс создания софта.