Какое будущее ждет электросамокаты, велосипеды и ролики с учетом роста числа ДТП?
В 2023 году появились правила дорожного движения для средств индивидуальной мобильности. В этом году электросамокаты оснастили номерными знаками. Но количество аварий не сокращается. Поэтому призывы запретить самокаты продолжают звучать. Но у мэра Москвы Сергея Собянина другое мнение. На этой неделе он заявил, что нужно искать компромисс: запрещать самокаты не стоит, но усилить контроль над тем, кто ими управляет, необходимо.
Особо инициативные граждане решили этого момента не дожидаться. На этой неделе в Сети появилось фото с установленными на тротуаре лежачими полицейскими в районе Выхино-Жулебино. Судя по снимку, лежачих полицейских сразу четыре, и расположены они практически друг за другом рядом со зданием, огороженным забором. Кто их установил — неизвестно, но мнения людей разделились. Кто-то инициативу поддержал, другие же возмущены, ведь это создает дополнительные трудности, в частности, для инвалидов-колясочников и родителей с маленькими детьми в колясках.
Эффективность данной меры под вопросом, считает представитель сообщества «Электроклаб», руководитель Центра индивидуальной мобильности Михаил Денисов:
Михаил Денисов представитель сообщества «Электроклаб», руководитель Центра индивидуальной мобильности «Самое главное, чтобы эти [лежачие] полицейские не стали вредить самим пользователям средств индивидуальной мобильности и не привели, наоборот, к авариям. Эти лежачие полицейские должны быть особенной формой для того, чтобы, с одной стороны, снижать или замедлять пользователя средства индивидуальной мобильности, а с другой стороны, не делать так, чтобы самокат зацепился за этого лежачего полицейского и тем самым вышел из равновесия, баланса. Проблема не в самом электросамокате, а в том, кто на нем едет».
По словам экспертов, самые частые ДТП случаются именно с участием тех, кто совершает разного рода маневры и не соблюдает ПДД. Это прежде всего те, кто арендует СИМ, или курьеры.
По словам Собянина, контролем занимаются полиция и городские службы, которые в том числе с помощью видеокамер с системой искусственного интеллекта выявляют нарушителей. Эксперты отмечают, что процесс действительно идет. Но, даже несмотря на открытый портал, куда можно отправлять фотографии о нарушениях, и тысячи штрафов, нарушителей меньше не становится.
К тому же у общества появляется вопрос: не внести ли в понятие СИМ велосипеды и роликовые коньки, так как с их участием происходит тоже большое количество ДТП. Так, роллер в московском парке в районе Тушино снес на ходу 88-летнюю женщину, гулявшую с собакой. Он не заметил тонкий поводок и проехал на скорости через него. Пенсионерка упала и ударилась головой, сейчас она находится в коме. Роллер скрылся, его ищет полиция.
По мнению директора Национального общественного центра безопасности движения Сергея Канаева, на данный момент отсутствует четкий контроль по идентификации людей. Эффективны лишь кикшеринговые компании с их системой штрафов и последующей блокировкой. А остальные понимают, что их не контролируют, и безнаказанно нарушают, а безнаказанность, как известно, ведет к безответственности.
Сергей Канаев директор Национального общественного центра безопасности движения «Проблема не решается тем, что, допустим, электросамокатчики не будут передвигаться по тротуарам. Суть проблемы — безнаказанность, невозможность контролировать этих людей. Если они понимают, что они несут ответственность и безнаказанно уйти в случае нарушения или какого-то ДТП не удастся, поведение людей меняется в корне. Поэтому роллеру нужно понимать, что, наверное, это абсолютная случайность, то есть человек не увидел поводка. А если говорить вообще о проблеме передвижения, как это должно быть, я считаю, что у людей должна быть ответственность и возможность контроля. Но, наверное, у роллеров только Face ID в общем порядке».
Что касается велосипедистов, то расширение сети велодорожек, за которые многие ратуют, вероятно, не поможет. По мнению экспертов, самое эффективное решение проблемы — это езда вдоль обочины в крайнем правом ряду.
Москвич Андрей говорит, что страхи у него есть скорее как у велосипедиста, а не водителя. По его словам, проблемы чаще всего связаны с низким уровнем правовой культуры и невнимательностью автомобилистов. Понятно, что водители велосипедистов не любят, но в крупных городах, в частности, в Москве и за городом это реалии.
«Периодически приходится нарушать правила дорожного движения, потому что по действующим ПДД, например, запрещен поворот налево, но очевидно, что поворачивать каким-то образом нужно, особенно когда ты находишься за городом и банально нет пешеходного перехода. Есть дискуссия по поводу велодорожек. Адепты, которые топят за них, потому что так в Европе, не учитывают тот факт, что велодорожка хороша лишь для городского, довольно неспешного катания. Когда по велосипедной дорожке едет спортсмен на шоссейном велосипеде со скоростью больше 30 километров в час, а водитель поворачивает направо, он зачастую может не увидеть велосипедиста, велосипедист не сможет затормозить вовремя, происходит ДТП на разрыве велодорожки. В то время как на обочине такое едва ли произошло бы просто потому, что обочина предполагает возможность маневрирования».
Директор Национального общественного центра безопасности движения Сергей Канаев вспоминает 2013-2014 годы, когда они подняли эту проблему. Тогда над ними все смеялись. На что они ответили: наверное, сейчас это очень смешно, но лет через десять эта проблема будет очень серьезно влиять на безопасность дорожного движения.