Войти в почту

Банки ОАЭ начали блокировать российские платежи за китайскую технику

Обновлено в 14:50

Банки ОАЭ начали блокировать российские платежи за китайскую технику
© BFM.RU

Финорганизации Объединенных Арабских Эмиратов в начале августа стали отклонять российские платежи за китайскую технику, пишет «Коммерсантъ». Операции блокируются в тех случаях, когда оплачиваемые товары не поступают в ОАЭ, а направляются из Китая напрямую в Россию.

Таким образом российские импортеры оплачивали до 10-20% всех ввозимых из КНР ноутбуков и до 30% по другим категориям товаров. Для компаний это было выгодно из-за самой низкой комиссии из возможных — 1-3%.

По словам участников рынка, инициатором блокировок является КНР. Из-за риска подпасть под вторичные санкции США китайские банки запрашивают у организаций в Дубае данные о происхождении поступающих средств и таможенную декларацию.

О последствиях сложившейся ситуации говорит IT-обозреватель «Российской газеты», автор телеграм-канала «Токсичная цифра» Олег Капранов:

Олег Капранов IT-обозреватель «Российской газеты», автор телеграм-канала «Токсичная цифра» «Это в некоторой степени неприятная новость. С момента, когда наши компании начали работать по схемам параллельного импорта, этот рынок стал чрезвычайно динамичным. То есть, если раньше ты мог договориться с каким-то производителем электроники и сформировать некий логистический канал и канал платежей и работать так годами, то с момента, когда мы перешли на параллельный импорт из-за санкций, такой возможности не стало, то есть практически каждая отгрузка, каждая поставка простраивается заново. Поэтому да, это несколько усложнит жизнь нашему импортерам, но я не был бы склонен переоценивать это. Это история временная, потому что, как правило, когда возникает любая такая турбулентность, участники рынка вынуждены перекладываться на случай, если что-то пойдет не так. И это приводит к какому-то повышению цен, но это повышение ситуативное. Как только все начинает работать, в рамках динамической истории у вас есть все равно некоторое количество ключевых партнеров, и как только сейчас эта история перевыстроится в новых условиях, то я думаю, что все обратно стабилизируется. Я думаю, что, если сейчас в ближайшие недели мы увидим что-то, то это будет скорее связано с back to school и с каким-то ростом спроса. Какие-то отзвуки того, о чем мы сейчас говорим, появятся, я думаю, ближе к октябрю-ноябрю. При условии, что возникнут издержки, и то, что сейчас будет перезаложено, в нем реально возникнет потребность. Есть возможность, что в принципе никак это не отразится вообще».

О ситуации говорит директор по работе с клиентами «БКС Мир инвестиций» Максим Шеин:

Максим Шеин директор по работе с клиентами «БКС Мир инвестиций» «Учитывая объемы платежей, которые проходят по разным категориям товаров через Арабские Эмираты, это может быть чувствительным, но все-таки нужно помнить, что основные платежи идут не через Эмираты, а через другие страны, через так называемых платежных агентов. И здесь я думаю, что скорее мы по многим позициям будем иметь очередное увеличение сроков прохода платежей, когда комплаенс китайских банков будет чуть ли не вручную разбирать каждый платеж, зачем он проходит и так далее. То есть нельзя говорить о том, что все платежи будут приостановлены, которые идут через эмиратские банки, просто, скорее всего, по большинству из них очень сильно удлинится срок прохождения этого платежа. Он и сейчас составляет от нескольких дней до нескольких недель, но еще может удлиниться. По большому счету альтернатив нет. Теоретически, наверное, можно расплачиваться какими-то криптовалютами, но сомневаюсь, что это на большой поток сейчас может быть поставлено. В основном, я так понимаю, что будут использовать стараться другие страны, другие агентские услуги, которые предоставляются банками, они просто в стоимости возрастут, импортные товары станут чуть дороже, и все».

По словам экспертов, криптовалюта с точки зрения расчетов с дружественными странами действенный инструмент, потому что такие платежи американским регуляторам отслеживать сложнее. О том, насколько это перспективное направление в контексте торговли с ОАЭ, говорит колумнист BFM.ru Семен Новопрудский

Семен Новопрудский независимый эксперт, колумнист делового портала BFM.ru «В России, может быть, сейчас уже в меньшей степени господствует убеждение, что Эмираты можно рассматривать как дружественную страну. Мало того, что в Эмиратах довольно сложное законодательство и вообще сложно в регуляторном смысле бывает открывать бизнесы, Арабские Эмираты очень чувствительны к любым сигналам, касающимся вторичных санкций, даже более чувствительны, чем, например, тот же Китай. И поэтому важно всегда закладываться на то, что Эмираты хотят быть финансовым, инвестиционным мировым хабом, эта задача декларируется даже на государственном уровне. Несмотря на то, что это достаточно богатое государство, которое живет в значительной степени на экспорте энергоносителей и туризме, все равно оно существенным образом зависит во внешней торговле от США. И понятно, что если какие-то сигналы считываются руководством Эмиратов как опасные для местных банков, то они вряд ли будут вступаться за Россию, тем более что Эмираты остаются очень привлекательным местом для инвестиций капиталов и бизнесов из западного мира. Иммиграция разного рода западных бизнесов в Объединенные Арабские Эмираты началась очень давно, они очень дорожат этой бизнес-иммиграцией и, конечно, не будут ее стараться терять ради того, чтобы проводить платежи с России, это тоже надо учитывать. Но при этом, поскольку Эмираты также хотят быть максимально всеядными и во внешней торговле, и в инвестициях, то очень может быть, что в том числе к расчетам криптовалютой подключатся и они, потому что желание извлекать торговую выгоду со всех сторон тоже очень присутствует в бизнес-культуре и политических целях руководства Объединенных Арабских Эмиратов».

Ситуация с проведением международных транзакций с дружественными РФ странами ухудшилась в декабре прошлого года после подписания Байденом указа о вторичных санкциях. После чего отказываться от российских платежей стали не только банки Китая и ОАЭ, но также финорганизации Турции и ряда стран Центральной Азии.