По СССР на автомобилях в 1926 году
Несмотря на то, что в 1920-х годах в СССР отечественный автопром ещё не существовал, интерес россиян к моторному транспорту, как и понимание его несомненной пользы для предприятий, были огромны. Одним из толчков к развитию собственных производств стал Всесоюзный пробег, в котором приняли участие как именитые автомобилисты со всего мира, так и советские водители. Благодаря сотрудничеству с Национальной электронной библиотекой (НЭБ) редакция Quto.ru также смогла изучить путевые заметки одного из участников путешествия, Александра Перовского.
«Во всём описании проходит настроение спортсмена, любителя одного из интереснейших и полезнейших видов спорта — автомобильного. Любитель спорта найдет в нём немало для себя интересного и даже поучительного. Это произведение во многих местах является фотографией быта и географией нашего необъятного Союза. От Ленинграда, граничащего с “финскими хладными скалами”, до столицы “пламенной Колхиды» Тифлиса — таков был путь пробега», — пишет в предисловии к книге Николай Семашко.
Автопробег проходил не на отечественных машинах, которых в то время попросту не было, а на иномарках. Само описание путешествия начинается с того, как автор встречал в порту Санкт-Петербурга машины: «разобранные и тщательно упакованные» американские Ford, Lincoln, White, Paccard, а также частично разобранные или полностью готовые к эксплуатации машины с итальянских, французских, немецких, чешских и австрийских заводов.
Цены на новые автомобили и гаражи-«ракушки» в царской России в 1914 году
Вслед за техникой с судна сходят механики, представители сборочных площадок со всего мира. И, конечно, водители — по большей части опытные победители международных состязаний.
«Здесь, в новой Советской России, предстоит схватка более длительная и серьёзная: пять тысяч километров, наполовину по непролазным русским! дорогам, где погибло столько иностранных армий; по сказочной стране, которая манит и пугает, пугает и манит. Это не лондонские проспекты и не парижский асфальт: это ямы и сугробы, лощины и горы, бесконечные поля, леса и степи», — пишет автор.
К слову, у бизнесменов экспедиция вызывала живой интерес, так как уровень автомобилизации СССР был крайне низок, и к тому времени было подсчитано, что в нашей стране есть высокий спрос. И тот, кто сумеет показать свою технику с лучших сторон, может «рассчитывать на заказы, какие не может дать ни одна страна».
За что лишали водительских прав москвичей в 1902 году
В то же время, столь крупное событие дало импульс к развитию дорожной сети в СССР. Так, пока участники добирались до страны и готовились к поездке, рабочие строили и ремонтировали дороги на всём маршруте, занимались организацией стоянок и другой инфраструктуры.
Сам пробег стартовал 20 августа с площади Урицкого около Зимнего дворца, в нём приняли участие около сотни легковых машин и примерно 50 грузовиков, а также несколько мотоциклов.
«Ранний, ещё сумрачный Ленинград отдал свой дорабочий час пробегу. Густые ряды людей, выстроившиеся в бесконечный коридор, пропускают машину за машиной, приветствуя их возгласами, маша платками: “Счастливого пути!”. Краткие пожелания, бурные проводы. В 9 часов 50 минут тов. Седой подаёт сигнал красным флагом, и 140-сильный Mercedes с немецким гонщиком Зейлером срывается и с места и возглавляет первую колонну легкового пробега», — говорится в издании.
Автомобили «Пипъ»: сколько стоила бельгийская роскошь в 1910 году
На первом этапе путешественники доехали до Новгорода. Причём сами участники мероприятия признались, что трасса между Санкт-Петербургом и Москвой оказалась гораздо лучше, чем ожидалось, и более всего напоминала им европейские шоссе.
На всём протяжении пути местные жители выходили смотреть на проносящиеся мимо экипажи. Старики — с удивлением и неодобрением, молодёжь — с криками поддержки. Девушки бросали в машины цветы, которые с удовольствием ловили водители и механики.
«Но вот парень, в знак приветствия бросил свежее яблоко и сломал механику очки, чуть не ослепив его. Спокойно вынул механик куски стёкол из оправы, надвинул шлем, крепко выругался, и машина снова рвётся вперёд мимо новых деревень, полей и лесов», — пишет Перовский.
Влияние коррупции на велоспорт и новый Oldsmobile 1904 года
Полностью ознакомиться с книгой «По СССР на автомобилях» от 1926 года вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.
На следующее утро маршрут легкового и грузового транспорта шёл разными маршрутами, однако финиш у машин был запланирован в одном месте — в Москве. Легковушки продолжили путь в сторону Твери, и к Вышнему Волочку проколы шин стали обыденным явлением, зафиксированы первые поломки рессор и другие неисправности, под проливным дождём шоссе полностью «развезло» и несколько водителей не справились с управлением и вылетели в канаву. Впрочем, травм и серьёзных повреждений никто не получил, и все экипажи благополучно добрались до Твери.