Нелегальное оборудование для майнинга предлагают узаконить
Ежегодно в Россию ввозят более 300 тысяч единиц оборудования для майнинга на сумму свыше 500 млн долларов. Еще 1 миллион единиц завезен раньше и активно используется. Большая часть этой техники попала в страну нелегально, без уплаты положенных налогов и сборов или по заниженной стоимости, как бывшая в употреблении. Сейчас создается отраслевой реестр майнеров и операторов майнинговой инфраструктуры, для вхождения в который необходимо указать имеющиеся ресурсы. Таким образом, при обелении рынка можно обеспечить поступление в бюджет дополнительно около 10 миллиардов рублей. Как вывести майнеров из тени, рассуждали на круглом столе фракции ЛДПР в Госдуме. «Парламентская газета» сообщает подробности.
От серых схем страдают покупатели
Практика нелегального ввоза оборудования на сегодняшний день приобрела массовый характер, констатировал председатель Экспертного совета при рабочей группе по вопросу законодательного регулирования криптовалюты в Госдуме Андрей Луговой. Импорт такого оборудования идет в основном через Беларусь и Казахстан либо по черным схемам, то есть вообще без документов, либо с занижением таможенных сборов. По словам Лугового, такой теневой оборот составляет 60—70% от всей ввозимой техники для майнинга.
«Идентификация оборудования при ввозе осуществляется по серийному номеру, однако после прохождения таможенного контроля такие номера переклеиваются, что становится возможным из-за отсутствия единой базы соответствия оборудования и серийных номеров. При этом отследить цепочку сделок становится проблематично», — заявил депутат.
Наряду с продавцами-физлицами используются и более изощренные схемы: новые серверы, блоки обработки данных и прочее выдаются за бывшие в употреблении. Соответственно, занижается и сумма налога.
По оценке экспертного совета, ежегодно в Россию ввозят минимум 300 тысяч единиц оборудования для майнинга на сумму более 500 млн долларов. Таким образом, при обелении рынка в бюджет может дополнительно поступать более 7 млрд рублей ежегодно.
«Сложившаяся ситуация осложняет деятельность не только законопослушных компаний-импортеров оборудования, которые не могут конкурировать с продавцами, имеющими возможность демпинга из-за неуплаченного ввозного НДС. Страдают от покупки такого оборудования прежде всего конечные приобретатели», — подчеркнул Луговой.
Мало того что они рискуют получить некачественный товар, отсутствует гарантия на него, так еще они могут быть привлечены к административной ответственности по статье 16.21 КоАП РФ за незаконное приобретение и пользование товарами. А это административный штраф на 10—20 тысяч рублей для должностных лиц, на юрлиц — от половины до двукратного размера стоимости товара, с конфискацией либо без нее.
«Все это говорит о необходимости перекрытия незаконного ввоза, содействия скорейшему насыщению рынка и обеспечению увеличения объемов налоговых поступлений в бюджет», — подчеркнул Луговой.
Он добавил, что заслон серой и черной технике поможет решить проблему серых и черных майнеров, поскольку это звенья одной цепи.
Декларировать оборудование
Директор Ассоциации промышленного майнинга Сергей Безделов согласился, что незаконный ввоз майнингового оборудования — это проблема для всех участников рынка. «Переклейка действительно существует, и учет вести сложно», — отметил он.
Безделов напомнил, что Правительство приняло постановление «Об установлении лимита энергопотребления при осуществлении майнинга цифровой валюты», которое обязывает добытчиков крипты уже с 1 января предоставлять в Федеральную налоговую службу (ФНС) отчет о наименовании, марке, модели, заводском номере оборудования, его вычислительной мощности, количестве потребляемой электроэнергии и прочем. Он считает, что это снизит объемы серого импорта.
Тогда останется только один вариант обхода: когда индивидуальный предприниматель покупает оборудование за наличный расчет или как физлицо и потом передает его ИП. «Здесь, наверное, нужно запрещать наличные расчеты», — предложил директор ассоциации.
Еще одна серьезная проблема: что делать с той техникой, которую ввезли раньше? Это примерно 1 миллион единиц, оценил Безделов. Он рекомендовал оценивать ее и делать доначисление. «С новым и старым оборудованием это будет около 10 миллиардов налогов, которые могут прийти в бюджет. При изменении структуры ввозимого оборудования эта сумма будет расти», — отметил глава ассоциации майнеров.
Начальник управления Федеральной таможенной службы Сергей Боев добавил, что у них есть уголовные дела по занижению таможенной стоимости товара. И практика такова, что бизнесмены после ознакомления с экспертным заключением тут же дооформляют платежи.
«Если мы хотим обелить отрасль, то должны быть документы, подтверждающие таможенное оформление. Проверить это не составит труда. Но мы можем проводить проверку только в течение трех лет с момента ввоза. Если оно ввезено более 3 лет назад — могут быть проблемы», — заключил Боев.
Амнистия для майнеров?
Начальник управления ФНС Денис Кузьмичев рассказал, что служба начала создавать реестры майнеров и операторов майнинговой инфраструктуры, в которые войдут те, кто хочет работать легально. Сейчас уже подано 150 заявок на вхождение в него. «Те, кто легализуется, будет передавать информацию о том оборудовании, которое было легально ввезено. При ежемесячной сдаче отчетности нужно будет указывать помимо сумм, и оборудование с заводскими номерами. Проблема с черным ввозом — это про тех майнеров, которые не будут легализовываться, и те, кто в реестр не войдут», —подчеркнул Кузьмичев.
Он предложил отключать от сети тех, кто не войдет в реестр. А это означает, что и работать они не смогут.
Начальник налогового отдела МВД Анатолий Панкратьев отметил, что из 50 тысяч майнеров всего 150 заявок на вступление в реестр. Это ничтожно мало. Только в одном Иркутске было выявлено более 8 тысяч человек, промышляющих криптой. Он отметил, что такой объем нарушителей правоохранительная система не «переварит» никогда, у нее своей нагрузки хватает.
Панкратьев предложил не применять жестких мер, чтобы не отпугнуть майнеров, которые хотят выйти из тени. «Я бы сделал амнистию для тех, кто включился в реестр. Они должны быть избавлены от проверок, потому что это в большей степени ставит их в неравное положение по сравнению с серым майнингом. А по отношению к тем, кто не включился в реестр, должны приниматься комплексные меры. Мы за более мягкий подход», — резюмировал представитель МВД.