Войти в почту

Сложности поездок по СССР в 1925 году на автомобиле

В 1925 году, когда собственной автомобильной промышленности в СССР ещё не было, страна уже нуждалась в развитии моторного транспорта. Одним из способов популяризации легковушек, а также привлечения иностранных производителей на крупный российский рынок, стал Всесоюзный автопробег, в котором приняли участие именитые спортсмены со всего мира, а также представители сборочных площадок из Европы и США. Благодаря сотрудничеству с Национальной электронной библиотекой (НЭБ) редакция Quto.ru смогла ознакомиться с путевыми записками одного из участников путешествия, Александра Перовского.

Сложности поездок по СССР в 1925 году на автомобиле
© Quto.ru

В первой части книги сообщалось, что в Ленинград (сегодня — Санкт-Петербург) со всего света съехалось несколько сотен участников пробега. Автомобилисты хотели попробовать свои силы в сложных российских условиях, а бизнесмены — заключить выгодные контракты на поставки машин, ведь победитель, чья техника будет признана наиболее надёжной, имеет все шансы «рассчитывать на заказы, какие не может дать ни одна страна».

В течение первых двух дней путешественники, которые условно были разделены на две группы: легковые автомобили и грузовики, добрались до Твери.

«В Твери обед в живописнейшем древнем монастыре, превращённом в кооперативную столовую. Иностранцы широко разинутыми глазами рассматривают древние своды, где недавно с утра до ночи шли замогильные молитвы. Обходят тайные кельи, где молитвы сменялись выпивкой и наживанием грехов для отмаливания. Отдохнули в Твери на славу: трогательная заботливость тверичан, доходившая до мелочей, подняла настроение. Шофёры и механики поднимали высоко поднесённые им букеты цветов и тут же обратно дарили первым встречным девушкам, кидали детям», — пишет автор.

© rusneb.ru

Цены на новые автомобили и гаражи-«ракушки» в царской России в 1914 году

Всю ночь, что путешественники провели в Твери, шёл дождь, так что дорога в сторону Москвы превратилась в сплошную жидкую кашу. Шоссе оказалось настолько размыто, что машины начало заносить на поворотах, а «многочисленные ухабы и горбатые мосты» создавали сильную тряску. Но даже такое состояние трассы не сказалось на желании участников пробега прибыть в столицу первыми, ведь цель поездки была не только в демонстрации выносливости, но и в скорости.

В итоге гонщики начали превышать скорость вдвое, что едва не закончилось трагедией: на одном из поворотов водитель Lincoln не справился с управлением, его развернуло и он врезался в избу в деревне Давыдково, следующий за ним Studebaker при обгоне также разворачивает почти на 180 градусов и выбрасывает в канаву. Откуда он, впрочем, достаточно быстро выбирается и продолжает гонку. «Ряд аварий, хотя и без смертельных исходов, омрачает яркую радость и красоту пробега, но в то же время служит твёрдым уроком для дальнейшего пути. Можно без преувеличения сказать, что небольшие аварии под Москвой сослужили огромную службу пробегу, избегшему затем на всём огромном пути если не аварий машин, то жертв людьми», — говорится в книге.

© rusneb.ru

За что лишали водительских прав москвичей в 1902 году

В столице путешественники провели полтора дня, за время которых они успели отдохнуть, а также отремонтировать автомобили. А комитет автопробега, тем временем, успел разработать более жёсткие правила езды, направленные на повышение безопасности как экипажа, так и жителей населённых пунктов, мимо которых проходил маршрут гонки.

Из Москвы участники стартовали рано утром 22 августа 1925 года, и здесь к ним впервые присоединились мотоциклы.

До Тулы, где была запланирована остановка на обед, добрались без происшествий. Сам «пит-стоп» был максимально коротким и строго регламентированным: все участники разделена на четыре основных колонны, так что первая должна была уехать к тому времени, как подойдёт вторая. Которая, в свою очередь, должна управиться до прибытия третьей.

© rusneb.ru

Автомобили «Пипъ»: сколько стоила бельгийская роскошь в 1910 году

Автор пишет, что участников поразила разница между бурлящей жизнью Тульской областью и нищетой и разрухой в Орловской.

«Низкие, придавленные к земле соломенные хаты, мазанки, землянки, точно звериные берлоги. И нет новых домов, не видать срубов. Нищета крепкая, душная стелется на десятки вёрст. Орловская губерния не имеет отхожих промыслов, нет у неё больших заводов. Снятый первый урожай утонул в пустом, нищем брюхе губернии. Ах, как давит ландшафт, как мертвит людей нищета! Люди недоверчиво и чуть враждебно встречают стальные колонны», — отмечает Перовский.

Встретили и разместили путешественников в крестьянском доме по 5-8 человек в комнате, а спать им пришлось на матрасах с клопами. Впрочем, отмечается, что иностранцев разместили чуть лучше. Да и ужин был, как описано в путевых заметках, не только несвежим, но и из испорченных продуктов. Журналисты же различных изданий после неудачной трапезы попытались дозвониться в свои газеты с отчётом, но и тут всё пошло не по плану: местные жители где-то за городом обрезали и своровали провода.

© rusneb.ru

Влияние коррупции на велоспорт и новый Oldsmobile 1904 года

На следующий день машины доехали до Курска. И, хотя путь впереди был ещё длинный и планировалось проехать город без остановки, местные жители были настолько гостеприимны, что путешественникам пришлось остановиться на обед, хотя бы в походных условиях.

Полностью ознакомиться с книгой «По СССР на автомобилях» от 1926 года вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.

Водители уже не лихачили, тем более что чем ближе они подъезжали к Харькову, тем хуже становилась дорога: на ней появилось «невероятное количество ухабов» и глубокие поперечные канавы. Всё чаще автомобили начали ломаться. Чаще всего лопались рессоры, но случались и более серьёзные неисправности трансмиссии и рулевого управления.

«Без штрафных очков до Харькова прошло много машин, среди которых особенно неуязвимыми показали себя “Мерседесы”, “Студебеккеры”, “Штейеры”, “Бьюики” и “Татра”», — уточняет Перовский.