«Материться нужно правильно, если не хочешь получить по лицу». Зачем в Москве открыли школу мата для женщин и почему это так дорого
В самом начале зимы по соцсетям пролетела новость — в столице открылась школа русского мата. Причем этот образовательный проект нацелен исключительно на женщин, и мужчинам сюда вход закрыт. Цена вопроса — 55 тысяч рублей за одно занятие. Полный курс обойдется уже в полмиллиона. Зачем москвичкам учиться материться и вообще нужен ли русский мат женщине, «Мослента» выясняла у создателя школы, психолога и тренера по публичным выступлениям Дмитрия Мезенцева. Ниже — его монолог.
Про то, что эту песню не задушишь, не убьешь
Мат всегда был острой темой, а ведь он у нас в ДНК, в нашей крови. Это часть нашей культуры. Но почему-то мы постоянно, как на уровне социума, так и на уровне законодательном, пытаемся его запретить, спрятать. Получается обратный эффект — интерес к запретному всегда выше.
Но самое главное — если и дальше его только запрещать, в мате как не было, так и не будет культуры. В итоге матерятся у нас неправильно. Вот и женщины, когда используют этот язык, зачастую выглядят хабалисто, как с помойки.
Зачем так? В любую нишу можно прийти и навести порядок, задать рамки, обозначить правила. Есть же они в русском литературном языке. А ведь, как говорит Татьяна Черниговская, мат — тоже наш язык, причем максимально магический. Это очень сложные коды. Так почему здесь нет правил?
Люди материться не перестанут. Это нужно просто понять и принять. В нашей стране — женское воспитание, именно поэтому я решил начать с женщин. Так сложилось, что именно они и никто другой учат своих сыновей и дочерей, что правильно, а что нет, как жить в социуме, как себя вести. При этом пока они воспитывают детей, они же зачастую матюкаются. Вот можно ли назвать сегодня семью, где родители никогда не матерятся на детей? Я, к сожалению, таких не знаю.
Про пробелы в образовании
Школа взяла на себя довольно сложную социально-культурную миссию. Мы не учим материться направо и налево. Мы изучаем лексику — сами матерные слова и их значения. Это необходимо.
Порой девушки, когда матерятся, произносят какое-то слово, и сразу понятно, что они даже не понимают, что оно означает. Это может привести к конфликту, недопониманию и вообще разрушить весь диалог.
Нужно думать, как максимально по-доброму и уместно употреблять подобные слова, чтобы речь, несмотря ни на что, оставалась красивой. И, конечно, хочется, чтобы вообще в теме русского мата было больше грамотности, ведь этому нас с детства не учат.
Я, например, из тех, кто за такие слова от мамы в детстве по лицу получал. Но забыл ли я на всю жизнь, что это такое? Нет. Так что просто запрет не работает. Объяснять надо, а у нас — ни методик, ни книжек.
Про органичную матерщину
Мат — это как приправа. У нас и без того очень богатый язык, но вот мимика не такая живая. Например, на Западе и Востоке другая ситуация. У них языки поскуднее в плане словарного запаса, зато мимика и эмоциональный интеллект — богатейшие. Они произносят одно слово и сразу же задают целую ситуацию, потому что в этот момент у них тело, глаза, интонация — все очень живое. И все отлично понимают, что они транслируют.
Мы невербально так не можем, поэтому у нас в ходу красивые словесные конструкции, которые вставляются, где нужно, а иногда и где не нужно.
И вот мы с девушками разбираем различные ситуации, делаем этюд. Я, как режиссер, предлагаю определенные обстоятельства, обостряю ситуацию и предлагаю девушке выразиться так, как она сделала бы в реальной жизни. Условно говоря, ей нужно сказать пять предложений, где будет использовано шесть матерных слов. И следующий шаг — заменить их так, чтобы конструкция не поломалась и смысл сообщения сохранился. Вот тут и начинается самое интересное. Чаще всего мне отвечают, что не знают, как это сделать. После этого мы начинаем работать с метафорами и различными речевыми оборотами.
Важно еще, чтобы речь для женщины была органична. И ей нужно сделать выбор, оставлять мат или убирать. Если она решает оставить, но изначально он ей не подходит, мы работаем с интонациями и другими моментами, чтобы посыл стал четким и верным.
Про слово с правильным зарядом
Может женщина материться или вообще не имеет права — это неверный вопрос. Мы ничего не можем сделать с этим языком. Так что, несмотря ни на какие запреты, он интуитивно-подсознательно все равно вылезет. Почему? Потому что из поколения в поколение все матерились.
Есть в этом языке определенная энергетическая составляющая. И эзотерика тут вообще ни при чем. Например, нужно побудить человека быстро сделать какое-то действие — выдал ему матом, и дело пошло. Почему это работает? Вопрос сложный. Ответов нет. Как говорит все та же Черниговская, мозг — дело темное.
Про способ сбросить напряжение
Мат хорошо работает как эмоциональная разрядка. Когда случается нервный перегруз, она нам необходима. Вот мама в детстве, когда вы много смеялись, говорила вам: «Меньше смейся, потом плакать будешь»? Это ведь как раз такой принцип имеется в виду.
Психика так устроена: после какого-то эмоционального накала разрядка должна быть обязательно. Вот в детстве так слезы и работали. А какой под это контекст подводился — упал ребенок, игрушку ему не купили — не так важно.
Если девушка переживает во взрослом возрасте эмоциональный нокаут, ей сложно. Она плакать не умеет. Нам же всем плакать запрещали. Многие люди теперь эту функцию себе просто блокируют. А вот выругалась девушка в такой ситуации матом, например, в подушку — стало легче.
Или едет она за рулем, а ее кто-то подрезал. То же самое — выматерилась, получила разрядку. Никто же не видит. Она не в обществе в этот момент находится.
Про веское слово руководителя
Но стоит ли материться при других людях — тут все зависит от контекста ситуации. Например, на работе — женский коллектив, в котором, как и везде, есть своя иерархия. Кто-то всегда стоит на позиции руководителя. И она может матюкнуться так, чтобы максимально донести до сотрудников информацию.
Накосячили девочки? Девушка-руководитель может долго объяснять, что так делать не нужно, что это не хорошо для компании, распинаться. А может прийти и сказать: «Зачем вы себя как с*ки ведете?» И сразу всем все понятно. Одно слово, и все тут же славливают контекст.
Про то, как говорить без травм
Одна из клиенток пришла с травмой. Она однажды ответила матом своему молодому человеку и получила по лицу.
Для нее мат — дело обычное. В семье матерились все. Правда, папа ей за это оплеухи давал, но сам говорить на этом языке не прекращал. Она физиологически искоренить мат не может.
После такой реакции молодого человека она закрылась. Из-за этого обычная речь начала страдать. Любая формулировка дается с трудом.
Мы как раз разбираем, как употреблять мат так, чтобы в любом контексте не попасть в такую ситуацию — как интонировать, чтобы какие-то слова звучали по-доброму, как калибровать эти вещи, чтобы не было проблем. Тут включается авторская методика.
Это же все можно сказать вкусно, сексуально и вообще по-разному. И человек поймет, что вы хотите до него донести.
Про соцсети и вопрос лидерам мнений
Если говорить о том, насколько уместен мат в социальных сетях, стоит посмотреть, что вообще происходит в нашем информационном пространстве.
Мат в средствах массовой информации у нас запрещен, а на федеральных каналах матерятся. И не думаю, что потом эти люди получают какие-то огромные штрафы. Кто хотя бы иногда включает телевизор, видел этих экспрессивных ораторов. В прямом эфире на радио, в подкастах этого тоже хватает. Потом вырезки гуляют по всему интернету.
Мат используется и депутатами. Вот все эти лидеры мнений получают штрафы и штрафуют ли самих себя?
Про цены и цели
Одно занятие в школе стоит 55 тысяч рублей. Полный курс — полмиллиона. И это было абсолютно осознанное решение.
У меня сейчас нет цели массово обучать домохозяек. Мне нужны люди с определенным уровнем мышления, которые научились зарабатывать деньги. Они понимают, зачем им все это нужно.
В комментариях пишут: «Ой, да я сама научу кого угодно!», «За 30 тысяч готов научить!», «Да чему тут учиться вообще?» Они так же легкомысленно относятся ко всему в своей жизни — к себе, к семье, к работе, к деньгам.
Мне интересны люди, которые формируют общество. Как правило, это люди состоятельные и состоявшиеся, успешные. Они понимают, что на такие занятия ходить — это не просто прийти попи*деть.
Про неплохой повод войти в историю
Мы запустили уже второй поток. И надо сказать, что к нам обращаются люди, которые не задают глупых вопросов. Но мне один случай запомнился.
Позвонила клиентка и с ходу заявила: «Надеюсь, это не пранк». Она работает маркетологом в медицинской сфере, а у врачей свой жесткий черный юмор и специфический мат. Она рассказывала, что, когда приходит к ним на планерку, вообще не понимает, о чем они говорят. Девушка сама максимально спокойная и практически не использует обсценную лексику. В итоге эти доктора ее всерьез не воспринимают.
В каждом потоке у нас по три человека. Все учатся индивидуально. Планов создавать армию, как у Блиновской, не было и нет. Это эксперимент, и я буду наблюдать, как он будет работать. Кто знает, может быть, на филфаках потом появится отдельный обязательный курс по русскому мату и будут разработаны четкие правила этого языка? Если все это приведет к такому результату, это отличный повод войти в историю.