Бизнес и власть вкладывают миллиарды в очищение стоков от ивановских фабрик
Остановить десяток предприятий, три из которых включены в особую экономическую зону "Иваново", пришлось на минувшей неделе в городе Родники. Резиденты прекратили работу на 10 часов, чтобы можно было срочно отремонтировать насос для перекачки стоков.
Сбои в работе очистных сооружений здесь не редкость - и местные жители скрупулезно фиксируют последствия, снимая на видео то черный ил, то потоки темной воды с пеной, то экспресс-замеры, неизменно показывающие превышение ПДК. Частый повод для жалоб - запах горелых тряпок, который связывают с работой текстильных фабрик. В Родниках их шесть, в том числе они выпускают трикотаж - благодаря им регион является его основным производителем в РФ. Губернатор предложил решить вопрос радикально: принять на баланс области ветхие объекты частной канализации. Произойдет ли это, неизвестно, но пока в городе принимают свои меры.
Что-то пошло не так
Небольшой город, несмотря на название, никогда не славился идеальной экологией. Он вырос вокруг текстильной фабрики, после революции ставшей комбинатом "Большевик". Химические составы после отделки тканей с XIX века сливали в пруд, и только в 1960-е на окраине построили станцию биологической очистки. Она принимает стоки от компаний и части жилых домов.
С 2011 года территория "Большевика" имеет статус индустриального парка. Якорный резидент - правопреемник комбината АО "Родники-Текстиль" (входит в группу "Нордтекс" московского предпринимателя Юрия Яблокова). Управляющая компания ИП "Родники" (ее учредитель - также Яблоков) выступает основной ресурсоснабжающей организацией города, обслуживая водозабор, котельную и канализационное хозяйство. В ее собственности - биологические очистные сооружения (БОС), в аренде у Родниковского района - локальные (ЛОС), для промышленных стоков. Их создали за счет бюджета в 2015 году - в границах частного парка, но на муниципальной земле.
К ЛОС подключены 11 абонентов, в том числе "Родники-Текстиль", трикотажные фабрики "Унтекс", "Суртекс", "Дилан-Текстиль", "Райтекс" и "ТКЛ Групп" (мощности строятся), а также "Протекс" (выпуск флисового полотна). От остальных предприятий выбросы идут сразу на биологическую очистку - а это стоки мебельного производства, машиностроительного завода, автомоек. На работу БОС это тоже не может не влиять.
- По сути, очистные проектировались под технологию фабрики "Родники-Текстиль", где ткут и отделывают хлопчатобумажные ткани для спецодежды. Потом турецкие инвесторы построили трикотажные фабрики "Унтекс Родники" и "Суртекс Родники". Теоретически мощности ЛОС в 12 тысяч кубометров в сутки должно было хватить, сейчас средний сток - 10-11 тысяч кубов. Но на вещества, которые используют в новых производствах, станция не была рассчитана, - рассказала глава администрации района Александра Суханова.
Частные и бюджетные вложения в улучшение ситуации с очисткой стоков превышают два миллиона рублей
Исполнительный директор "Унтекс Родники" Алексей Котельников пояснил, что управляющая компания парка заявляла о полной готовности очистных сооружений:
- Инвесторы рассматривали много мест. Земля в Родниках была очень дорогая, но все решило наличие очистных, потому что нашему производству нужно много воды. В ИП уже работали с текстильными предприятиями, в том числе с турецкой фабрикой "Дилан-Текстиль". Расчет был такой: переплатим за землю, но не придется строить свои очистные.
По словам Александры Сухановой, на момент приемки претензий к инженерным сетям не было, а до запуска "Унтекса" они не использовались. Подали нагрузку - канализацию начало прорывать. Потом УК построила новый трубопровод примерно за 20 миллионов рублей. Больше года прорывов в этом месте нет, заверила она.
Зато были аварии в районе БОС. Вдобавок краску, с которой не справились локальные очистные, на "биологии" не убрать. На выходе вода может быть и серой, и (что в последнее время случается чаще) достаточно светлой.
Уйти в автономию
Решение проблемы наметили два года назад. Нужны три ступени очистки: предварительная на фабриках, локальная и биологическая. Первую предстояло создать с нуля, остальные - провести через глубокую реконструкцию.
Ближе всего к цели, похоже, "Суртекс", который сдавали уже с комплексом предочистки.
- Мы начинали стройку, когда "Унтекс" заработал, и видели, как показали себя локальные очистные сооружения. Учредитель оперативно принял решение изменить проект, который стал значительно дороже. Одна котельная за счет подземной части с емкостями для стоков обошлась в 400 миллионов рублей, потом мы внепланово ставили оборудование для очистных за 37 миллионов, реагентное хозяйство, флотаторы для сбора осадка из частиц краски, прессы для шлама, - отметил исполнительный директор "Суртекс Родники" Александр Гордеев.
Мощности предочистки достаточно для текущего объема производства в 10 тонн продукции в сутки. Увеличить его можно будет только после ремонта ЛОС. Тогда, надеются на фабрике, удастся снизить и свои расходы на реагенты.
"Унтекс" сдвинул срок сдачи очистных с апреля на июль 2025 года. До 80 процентов воды собираются через фильтры обратного осмоса возвращать в производственный цикл, но сам проект потребовал 800 миллионов рублей.
- Параллельно мы вложились в дом для рабочих и свою газогенерацию. А кредитные деньги дорогие. С другой стороны, так мы сможем не покупать в ИП электроэнергию и экономить на водоотведении. Но стройку второй очереди фабрики сдвинули, - отметил Алексей Котельников
Кроме того, обе фабрики в текущем году закупили оборудование для фильтрации воздуха, при этом для производства оно не было обязательным - но были жалобы жителей. "Унтексу" установка для удаления запаха обошлась примерно в 50 тысяч долларов. "Суртекс" за 30 миллионов рублей купил четыре фильтра для сушильно-ширильных машин.
- Ранее мы иногда выявляли в воздухе превышения ПДК по взвешенным веществам. После установки фильтров - нет. Я выезжаю на замеры, в том числе ночью, но воздух - такая штука: сейчас пахнет, через 10 минут - нет. Люди злятся: "У нас стоял невыносимый запах, а ты где был?!" Обвиняют в предвзятости. Я могу их понять, - разводит руками глава местного отделения "Зеленых" Илья Перов.
По его словам, неприятный запах может приносить и от старых, и от новых предприятий. Просто новые производства подействовали как красная тряпка. "Родники-Текстиль" тоже готовятся к установке воздушных фильтров. На нее может уйти до полугода, рассказал Илья Перов.
Девять ступеней очистки
На реконструкцию локальных очистных сооружений власти выделили 740 миллионов рублей. Их мощность должна вырасти с 12 до 19,2 тысячи кубометров в сутки, а качество очистки - улучшиться на порядок. Контракт исполняет московское ООО "Ионообменные технологии". В облправительстве подчеркивают, что это один из лидеров в своей отрасли.
Предполагается девять ступеней очистки. Полностью готовы четыре. По итогу на выходе получится нейтральная по составу вода, которая потечет на БОС и дальше в реку, объяснил замруководителя проекта Сергей Мыза. Он заверил, что технология очистки считается очень эффективной, а сюрпризы могут быть связаны с внезапными выбросами с предприятий:
- К сожалению, абоненты ЛОС не раскрывают, что они сливают и как дозируют. Стоки приходят не по графику, а как придется. В трубе получается такой коктейль, что иногда система не справляется, идет темный поток. Тогда оборудование переключают, чтобы вернуть все обратно, меняют дозировки коагулянтов и флокулянтов. Но много времени это не занимает.
Завершить реконструкцию ЛОС следовало в декабре 2024 года. К середине мая объект был готов лишь на 70 процентов. Как пояснил представитель подрядчика, работы велись параллельно с согласованием проекта, по которому лишь в этом январе удалось получить положительное заключение госэкспертизы:
- Были споры по поводу ряда технических решений. Что-то мы отстояли, в чем-то уступили пожеланиям заказчика и требованиям экспертов. Пришлось снести новое сооружение из сборного железобетона, заменить на монолит. Потери многомиллионные, но они целиком легли на фирму, мы свою ошибку признаем.
С учетом пеней за просрочку подрядчику перечислено около 150 миллионов рублей. Итоговая стоимость контракта не менялась. В связи с корректировкой проекта компания может попросить увеличения суммы в пределах 10 процентов.
- Заплатим, но только по решению суда, - предупредила глава района. - Ожидаем, что строительно-монтажные работы завершатся до конца июля, пусконаладка - к сентябрю.
Черный ил, белая пена
По данным облправительства, собственник должен вложить в реконструкцию БОС около одного миллиарда рублей. По словам руководителя УК индустриального парка Сергея Завьялова, в 2023-2024 годах на ремонт потратили 170 миллионов, на 2025-й могут выделить 20. Речь идет о средствах собственника. Сама УК уже четвертый год убыточна. За 2024-й она, по данным Rusprofile, ушла в минус на 84 миллиона.
- Будем просить акционеров увеличить финансирование. Мы разрабатывали техзадание на проектирование глобальной реконструкции. Понятно, что нужны десятки миллионов рублей. По тарифу мы собираем на порядок меньше, - отметил Завьялов.
Масштабные работы здесь последний раз проводились в 1980 году. С тех пор часть объектов вышла из строя, от иных отказались в 1990-е, когда объем стоков снизился. Некоторые емкости осушены, так как требуют ремонта. Его здесь ведут, по сути, урывками: чтобы не нарушать схему и из-за отсутствия денег. В прошлом году строители заново забетонировали семь отстойников, где активный ил должен "поедать" органику. Но работы прерваны, а их - непочатый край. Возле одного из резервуаров - засохшие потеки ила. Во время паводка или дождей бассейн переполняется, и черная масса переливается через край.
- Это невозможно остановить. Не хватает емкости отстойников, вдобавок стоки бывают токсичными - бактерии гибнут, ил всплывает. Хотим запустить опытную установку, чтобы выращивать разные штаммы ила и смотреть, какой лучше адаптируется, - сообщила начальник БОС Елена Медведева.
По ее словам, БОС строились под конкретные технологии отделки ткани и состав стоков. С тех пор красители стали жестче.
В планах - обновить отстойник, отладить насос на новом коллекторе и изменить конфигурацию трубы, по которой стоки с БОС текут в ручей. Пену, которая при этом образуется, здесь объясняют перепадом высот, а не наличием "химии". Но осознают, что для посторонних это не очень убедительно, так что думают над покупкой пеногасителя (разрывает пузырьки) или разбрызгивателя (сбивает белую "шапку" каплями воды).
- Все это было в планах и прежде, почти до проектов доходило. Просто финансирование прекратилось. Вот и в прошлом году доделали не все намеченное. Только на один отстойник нужно было около 15 миллионов рублей, - добавила Медведева.
Александра Суханова отметила, что УК могла получить компенсацию затрат, но не воспользовалась механизмом.
В чем соль?
Превышение по солям в воде на выходе с биологических очистных показывают приборы не только активистов, но и аккредитованной лаборатории. Остроту проблемы жители и экологи парка оценивают по-разному.
- Превышение ПДК - кратное. Но не в десятки раз, как уверяют блогеры. Они мерят общее содержание солей, причем прибором для питьевой воды. Он показывает минерализацию. Для сравнения: ПДК по сухому остатку - одна тысяча миллиграммов на литр, а по хлоридам - 300, - сообщила инженер-эколог УК Светлана Туманова. - Два-три года назад ситуация была гораздо хуже. ЛОС уже играет положительную роль, после ввода в эксплуатацию эффект усилится.
В борьбе с хлоридами БОС будут бессильны даже при условии реконструкции. На локальных очистных убрать соли при большом объеме стоков тоже будет проблематично, полагает Елена Медведева:
- Чтобы закрепить краску на ткани, нужен раствор очень большой плотности, которая достигается за счет добавления обычной поваренной соли - хлорида натрия. Его привозят тоннами. И потом этот хлорид "выскакивает" у нас на выходе с биологической станции. Заставить предприятия убирать его на предочистке? Это серьезные затраты, которые лягут на себестоимость продукции.
В договоре с резидентами ИП обозначено предельное содержание в стоках загрязняющих веществ. Настаивать на соблюдении этого пункта УК начала лишь прошлой осенью. Компаниям ежемесячно рассылают уведомления, прикладывая протоколы анализа воды. Пока предупреждают, с июля готовятся штрафовать.
- Когда реконструкция ЛОС закончится, будем совместно с муниципалитетом пересматривать ПДК для входящих стоков, - заключил Завьялов.