Президент АвтоВАЗа Максим Соколов: Ценовая война должна быть остановлена

Главной автомобильной премьерой на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) стал отечественный кроссовер от Lada. Президент АвтоВАЗа Максим Соколов рассказал "Российской газете" о том, почему модель назвали Azimut, на кого рассчитана машина и когда отечественный авторынок вновь начнет расти.

Президент АвтоВАЗа Максим Соколов: Ценовая война должна быть остановлена
© Российская Газета

Почему так назвали кроссовер - Lada Azimut?

Максим Соколов: На самом деле это целая наука, целая история. Любая компания бронирует за собой название, этот процесс идет, как правило, больше трех лет. В нашей копилке Azimut был уже достаточно давно. Это имя полностью характеризирует ту идеологию, ту миссию, те ценности, которые мы хотели заложить в этот автомобиль. И эти ценности должны соприкасаться с ценностями нашего коллектива. Это семья, движение вперед, путешествие.

"Азимут" как кроссовер предназначен для езды как по городу, так и вне его. Он в полной мере соответствует вот этим, скажем так, языковым ожиданиям, но это первая часть истории, а другая связана с тем, что мы воспользовались помощью нашей команды и путем закрытого, очень конфиденциального интернет-голосования в многотысячном коллективе, а в Тольятти трудится более 37 000 человек, а всего в группе АвтоВАЗа 47 000 человек, определили лидера нейминга. И им оказалась Lada Azimut.

И сколько может стоить такая модель, когда она выйдет в 2026 году?

Максим Соколов: Понятно, что этот кроссовер будет топовым в линейке АвтоВАЗа. Самый дорогой автомобиль сейчас - это Lada Aura, по некоторым самым богатым модификациям модель приближается к отметке 2,8 - 2,9 млн рублей. Не скажу, что цена окажется именно такой, но она будет в верхней планке большого сегмента B+, в котором традиционно работает АвтоВАЗ.

Какая целевая аудитория у нового кроссовера?

Максим Соколов: Она в целом совпадает с целевой аудиторией бренда Lada - это семейный автомобиль, а сами покупатели - это молодые, целеустремлённые, самодостаточные люди во всех отношениях, с уровнем дохода чуть выше среднего.

Когда российский авторынок начнёт вновь расти, что для этого нужно?

Максим Соколов: Для этого нужно несколько факторов, одним из которых является снижение ключевой ставки и, как следствие, активизация автокредитования, поскольку, ну и даже до роста ключевой ставки порядка 80% наших автомобилей, особенно в топовых модификациях и опциях, продавались в кредит. А в целом это было более 2/3. Сейчас же планка ещё увеличилась, потому что ставка высокая, у россиян просто нет столько свободных денег, они все хранятся на депозитах.

Люди, имеющие отношение к финансам, банкиры меня поймут, что сейчас требования к заёмщикам стали гораздо строже. Хотя, в общем-то, сам по себе автомобиль является стопроцентным залогом, когда ты берёшь кредит. Но сейчас в соответствии с условиями ЦБ предъявляются и другие повышенные требования. Ну и, наконец, это прекращение агрессивного демпинга со стороны китайских брендов, той ценовой войны, которую мы видим сегодня на рынке, когда скидки доходят до стоимости одного автомобиля.

В автосалонах по некоторым брендам, не буду называть каким конкретно, но тем не менее, скидки составляют 700 и 800 тысяч рублей. Ну, извините, у нас сегодня 800 тысяч рублей стоит Lada Granta в базовом исполнении. Невозможно машину просто дарить, поэтому, соответственно, эта ценовая война должна быть остановлена. И я надеюсь, что промышленная политика, государственная политика в области автомобилестроения как раз будет направлена на то, чтобы убрать избыток вот этих стоков с рынка, а он сейчас нависает над нами где-то в размере 500 000 автомобилей. Эти машины мешают не просто развиваться, даже дышать нашим действительно по-настоящему локализованным и технически суверенным автомобильным предприятиям.