ФАС проверяет рост цен на бензин после перебоев с поставками
Обновлено в 16:30
ФАС начала направлять владельцам АЗС запросы с требованием обосновать рост цен на топливо. Также ведомства запрашивают информацию о наличии запасов топлива и о фактах перебоев в поставках, пишут «Известия». По результатам анализа этой информации служба примет решение о наличии или отсутствии признаков нарушений.
По данным Росстата, на АЗС с 1 января по 22 сентября бензин подорожал на 8,36%, что вдвое выше уровня инфляции за тот же период, которая составила 4,16%.
По словам президента Независимого топливного союза Павла Баженова, которого цитируют «Известия», у тех АЗС, которые в сентябре удерживали рост цен в пределах прогнозируемой инфляции, маржа остается отрицательной. В среднем по стране — примерно 4 рубля убытка на каждом литре как 92-го, так и 95-го бензина. При этом, как писали СМИ, некоторые несетевые АЗС в регионах подняли цены примерно на 10% — или на 5-8 рублей к прайсу сетевиков. Сообщалось о таких случаях в Тамбовской, Тверской, Липецкой областях.
Комментирует Дмитрий Гусев, зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» — объединения производителей и поставщиков энергоресурсов:
— Если эти запросы пошли, это является показателем того, что цена отличается от нормальной, обычной, и власти хотят понять, есть ли манипуляции рынком, есть ли сговор. То есть ФАС в любом случае как орган, ответственный за ценообразование, должен проверить обоснованность изменения цен. Причем не просто, как у нас любят говорить: ну, вы посмотрите на бирже и посчитайте. Биржа есть, но себестоимость каждой отдельной заправки — это, соответственно, отдельная история. Поэтому и проверяется каждая самостоятельная единица в части ее отдельных затрат, ее отдельных закупок, ее продажных стоимостей.
— Насколько серьезна у нас все-таки нехватка топлива?
— В принципе топливо есть. Если у нас на бирже возникает гиперспрос, то сейчас у нас еще немножко все-таки поджигается спрос на рынке с точки зрения небольшой истерии покупателей. Да, безусловно, появились некоторые неудобства в части того, что некоторые независимые перестают торговать. Да, им сейчас некомфортно — значит, нужно искать те заправки, на которых комфортно. По большому счету чего-то такого глобального пока нет.
— У нас складывается понимание, что главная причина текущей нехватки — это сезонный ремонт и несезонный, ситуативный, будем говорить. Как долго НПЗ будут чинить?
— Предварительно, мы все плюс-минус понимаем, что на октябрь-ноябрь — выход всех нефтеперерабатывающих заводов из ремонта. А дальше уже все зависит от поставок запчастей и от достаточно большого количества факторов. К зиме всегда все выходят, тем более там часть ремонтов переносились, чтобы летом было достаточно топлива.
Ранее на автозаправочных станциях Москвы и Подмосковья начали возникать перебои с наличием топлива, что связывают с осложнениями в логистических цепочках. По информации от водителей, дефицит коснулся марок бензина АИ-92 и АИ-95, при этом проблемы фиксируются на АЗС, принадлежащих различным нефтяным компаниям. Также топливный кризис затронул другие регионы, например Крым.
Комментирует руководитель сети АЗС «Стандарт Ойл» в Нижегородской области Александр Вахрушин:
— Запрос от ФАС получали. Формулировка простая: есть ли запасы нефтепродуктов для реализации в розницу на вашей сети АЗС? Больше ничего не было там — про цены не спрашивали, просто про запасы спрашивали. — А по поводу обоснованности повышения цен? — Ничего не было такого. Если у нас цена выше, например оптовая, чем в рознице, мы лучше торговать не будем, чем пугать народ. Люди же не понимают, из-за чего рост цен происходит. Не только из-за сезонности или, как пишут, грибники или рыбаки создали ажиотаж. Совсем все по-другому: из-за того что заводы встают на профилактику; из-за того что сезонность — это вообще минимум, наверное; ну и из-за ситуации, что сейчас с дронами творится. — Да, ремонт НПЗ. Мы понимаем, что есть ремонт НПЗ сезонный, но и другой ремонт тоже есть после разного рода событий. — Да, именно последнее влияет процентов на 70. — А что в принципе с наличием топлива? — Его просто нет — ноль. Смотрите: на бирже, например, куплен объем, начиная с июля, с августа, и ничего не отгружено. Все денежные средства потрачены на биржу, например, у многих независимых АЗС. Но так как критическая ситуация у самих ВИНКов [вертикально интегрированная нефтяная компания] и им самим топлива не хватает на свои заправки, поэтому они вообще прекращают отпуск. Иногда просто-напросто отменяют сделки и возвращают денежные средства, а иногда уходят в дефолт на 60 дней и потом грузят, скрепя зубами, но грузят каким-то образом. Но это очень мало. — А какие-то заправки сейчас физически без топлива стоят? — Физически без топлива стоят. — Многие у вас в Нижегородской области? Как много заправок таких? — Могу сказать, что люди, у которых заключены контракты, у компаний госконтракты или обеспечение идет социально значимых объектов, не могут их просто-напросто бросить. Покупают топливо на стороне — например, не в Нижегородском регионе, а ездят в Ярославль, в Татарстан, в Уфу. Покупают продукт по очень дорогим ценам, дороже на 20-30 рублей, чем розница у ВИНКов, и обеспечивают их в убыток, но обеспечивают. — Спрос на такое дорогое топливо есть? — В любом случае ты должен выполнять контракт, поэтому от безысходности едут и покупают. — На вашей сети как много заправок сейчас стоят физически без бензина? — Для физических лиц отпуск нефтепродуктов — бензинов 95-го, 92-го — прекращен полностью с 1 сентября. Только выполняются контракты, социально значимые объекты обеспечиваются. — У вас много заправок в вашей сети?
— Достаточно.
— Ну, это там десятки, условно? — Условно. — Ваш ответ: нет, нет топлива для физлиц — и что дальше? — Просто ждем ситуации, когда все изменится, когда сезонность пройдет, когда все заводы выйдут из профилактики, возможно, все-таки прекратятся эти атаки и нормализуется рынок. Тогда насытится оптовый рынок нефтепродуктов, и на заправках спокойно появятся нефтепродукты. — Какая задача у ФАС в данном случае? Чтобы просто знать для статистики своей? — Мне кажется, действительно, ФАС — это компания, которая больше всего статистикой занимается. И все: докладывают наверх Минэнерго о том, что запасов в регионах достаточно, и поэтому переживания нет никакого — работайте спокойно и трудитесь, и передайте это через телевизор.
— Ну, вы-то им ответили на этот запрос ФАС?
— Ну, мы ответили, что запасов достаточно только для обеспечения социально значимых объектов.
В прошлый четверг вице-премьер Александр Новак сообщил, что запрет на экспорт бензина для всех участников, кроме поставок по межправсоглашениям, продлят до конца года. Также будет введен запрет на экспорт дизельного топлива для непроизводителей до конца года. По его словам, это позволит дополнительно обеспечить рынок нефтепродуктами. Сейчас запрет действует до 30 сентября.