Оскал утилизации: россияне штурмуют авторынки перед 1 ноября

«Утилизационная» арифметика

Одним из организаторов субботнего митинга во Владивостоке стал депутат Законодательного Собрания Приморского края Александр Сустов, к которому обратились как участники рынка: продавцы, таможенные брокеры, работники транспортных компаний (только во Владивостоке по скромным подсчетам в сфере поставок автомобилей занят каждый шестой житель – прим. ред.), так и рядовые граждане.

— Грядущие нововведения коснутся всех, – уверен Александр Сустов. — И на эти машины (попадающие под новую формулу расчета – ER) резко повысятся цены на разные суммы, но поднимется цена и на все остальные машины, мы же в рыночной экономике живем, где спрос рождает предложение и формирует цену.

Сегодня утилизационный сбор, или, как его называют в профессиональной среде, «утиль», рассчитывается исходя из возраста машины и объема двигателя. При этом существует так называемая фиксированная льготная ставка. К примеру, вы привозите авто, со дня выпуска которого прошло не более трех лет с объемом двигателя до трех литров – в бюджет вам придется заплатить 3,4 тыс. рублей. Если везете такую же машину, но старше трех лет – 5 200. Подъемная сумма? С учетом общей стоимости авто, вполне.

Теперь же к этим двум параметрам законодатели хотят добавить третий пункт – мощность авто. И вот тут покупателя ждет неприятный сюрприз. Дело в том, что большинство свежих машин, даже с небольшим объемом двигателя, превышают предлагаемый порог мощности в 160 л.с. на 10-20 «лошадок», не говоря уже о джипах, минивэнах, кроссоверах и микроавтобусах. Соответственно, машина, которая подходила по параметрам «год выпуска/объем ДВС» под льготную ставку, из-за превышения порога мощности будет стоить дороже. Сильно дороже. Это называется «коммерческий утилизационный сбор».

Тематическое фото. Автор/источник: EastRussia

— От мощности будет считаться наличие коммерческого «утиля» либо его отсутствие, сетка также пойдет по объему. Если у тебя машина до 160 л.с. и ты ввозишь ее для личного пользования, и объем не превышает три литра, ты платишь льготный «утиль», если одно из условий нарушено: либо машины больше объемом, чем три литра, либо машина мощнее, чем 160 сил – все: автоматом попадаешь на коммерческий «утиль», — рассказал EastRussia представитель хабаровской компании «Crowndaily», которая занимается ввозом автомобилей из Японии, Южной Кореи и Китая.

По его словам, стоимость машин мощнее новых параметров (для электрокаров и гибридных авто порог мощности и вовсе составляет 81 л.с.) поднимется ровно на столько, на сколько будет увеличен утилизационный сбор. По самому низу рост составит 750-780 тыс. рублей. Для машин, которые еще будут с объемом двигателя свыше трех литров, и того больше: 2 – 2,5 млн. рублей.

Деньги из воздуха

На митинге во Владивостоке помимо всего прочего звучал и такой вопрос: а куда пойдут собранные средства?

— Я не знаю ни одного завода в Приморье, который бы занимался утилизацией машин. Есть ли такие вообще на Дальнем Востоке? Поэтому возникает вопрос – куда идут эти средства? Если мы понимаем, куда идет транспортный налог, худо-бедно, но мы как-то ощущаем эти деньги. А куда эти средства идут? – размышляет Александр Сустов.

По мнению юристов, «зацепиться» за отсутствие на Дальнем Востоке специализированных заводов по утилизации авто – обратиться в суд – и на этом основании попробовать оспорить утилизационный сбор можно, но вряд ли это будет эффективно.

— Можно, конечно, поднять этот вопрос, создать прецедент, давить на то, что нет на Дальнем Востоке организаций, которые осуществляют утилизацию. И на этом основании не платить «утиль», но это лишь отсрочит агонию на пару месяцев. Это дело нехитрое: любая металлоприемка, я думаю, за пару месяцев может получить аккредитацию. Так что за это не зацепиться, – размышляет Олег.

Машины впрок

Популярный автомобильный портал Drom.ru накануне распространил пресс-релиз, в котором говорится, что на фоне возможного изменения формулы расчета утилизационного сбора, на Дальнем Востоке резко выросли продажи машин с мощными двигателями. В целом по итогам сентября дальневосточники стали чаще покупать машины – рост составил 11 %. При этом покупать чаще стали дорогие машины – средний чек вырос на 18% (средняя стоимость покупки – 1,3 млн рублей). Поменялись и приоритеты в выборе марок и моделей: если летом лидером продаж была Honda Fit, то теперь список возглавляет Toyota Land Cruiser Prado. То есть активнее покупались автомобили, стоимость которых может сильно вырасти при повышении утилизационного сбора.

— Люди, которые собирались купить такие автомобили ранее наконец решились на покупку в экстремально-короткие сроки, чтобы успеть до очередного повышения цены на авто. За счет такой «встряски» спроса, в последующие месяцы после повышения утильсбора покупки автомобилей всех ценовых категорий сильно уменьшатся, — отмечает аналитик Drom Игорь Олейников.

— Выгребли все сейчас. Трехлитровые дизели понабрал народ, трехлитровые «бензинки» — у них-то «утиль» будет вообще около двух миллионов. Цена из воздуха вырастет на два миллиона, — подтверждают слова аналитиков рядовые продавцы.

Тематическое фото. Автор/источник: EastRussia

Пессимисты уверены, что за ростом цен на машины, попадающие под коммерческий «утиль», поднимутся в цене и те, что проходят по льготной ставке. Впрочем, это мнение разделяют не все. Дело в том, что продавец на рынке, как правило, зарабатывает с такой машины от 40 до 100 тыс. рублей. И если конечная стоимость авто не изменилась, то он не будет искусственно поднимать цену. И вот почему.

— Это нецелесообразно, конкуренции не будет. Любой человек сейчас пять минут проведя в интернете может сам себе привезти машину. На рынке поднимать цену нет – ты не выдержишь конкуренции. Люди как зарабатывали от 40 до 100 тысяч рублей на машине, так и будут зарабатывать эти деньги. А если ты поднимешь ценник на «доутилевый» сегмент – она у тебя будет стоять, а твои конкуренты будут зарабатывать свои 40-100 тысяч, - поделился хитростями рынка Олег из «Crowndaily».

Дорогие мои «Москвичи»

Инициаторы нововведения аргументируют необходимость повышения утильсбора поддержкой отечественного производителя. Дальневосточники, в хорошем смысле избалованные правым рулем, к машинам «made in Russia» по-прежнему относятся скептически, хотя в Приморье теперь тоже собирают машины – вспомнить тот же Sollers. И не только из-за качества сборки.

— У нас в Приморье есть несколько сборочных конвейеров, но тут другой вопрос – а смогут ли они покрыть возросшую потребность? Где гарантия, что у них тоже ценник не поднимется? Я уже не говорю про качество, покроют спрос? — задает вопросы Александр Сустов.

Сомнение в правильности предлагаемого решения высказывают и в Москве. Так, лидер партии «Справедливая Россия – за правду», депутат Госдумы Сергей Миронов заявил, что рост утилизационного сбора приведет к подорожанию автомобилей в России, особенно заметному на Дальнем Востоке.

Что дальше?

Тут вариантов несколько: успеть купить машину до введения новшеств — времени осталось немного, но оно еще есть, хотя замечено, что продавцы стали придерживать авто, на время снимая их с продажи; продолжать кататься на том, что уже есть (так называемый «феномен Кубы»); пересаживаться на маломощные кей-кары, либо вспоминать старые добрые «конструкторы».

— Откроется поле для «свапов»: берешь несанкционную неутилевую машину, привозишь отдельно максимальный двигатель и меняешь местами. У немцев, к примеру, линейки достаточно широкие: можно BMW седьмой серии взять двухлитровые, а можно 4,4. Пока выход только такой видится, это будет целесообразней для конечного потребителя, чем покупка машины под коммерческий утиль — размышляет Олег.

Пока же активисты на митинге во Владивостоке подписали резолюцию, в которой потребовали отменить повышение ставок утилизационного сбора. Оптимисты говорят, что 1 ноября новый утильсбор принят не будет и что более реалистичные сроки – декабрь или даже январь. Пессимист считают, что на их требования никто не обратит внимания. Но все сходятся в одном мнении: на автомобилистах хотят очередной раз заработать, не предлагая ничего взамен.