Некоторые АЗС испытывают финансовые трудности и вынуждены закрываться

Национальный автомобильный союз (НАС) предложил установить на АЗС максимально допустимые цены (потолок цен) на бензин и дизельное топливо (ДТ). Письмо с такой инициативой отправлено в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), сообщили "Известия".

Некоторые АЗС испытывают финансовые трудности и вынуждены закрываться
© Российская Газета

Суть предложения в том, чтобы рассчитывать предельную розничную цену бензина или ДТ на АЗС по формуле: их средняя стоимость год назад в регионе + потребительская инфляция за год.

К примеру, для определения стоимости бензина АИ-92 6 октября 2025 года в Москве берется средняя цена этой марки на столичных заправках 6 октября 2024 года + потребительская инфляция за год (по Росстату, к 6 октября она составила - 8,08%). По такой схеме бензин АИ-92 в Москве должен был стоить на прошлой неделе приблизительно 58 рублей за литр, а его цена составила - 60,34 рубля за литр (разница 4%). В НАС считают, росту цен способствует то, что независимые АЗС (более половины заправок в России) свободны в своем ценообразовании, они повышают цены выше уровня инфляции, пытаясь извлечь сверхприбыль на фоне рисков дефицита топлива.

Можно ли реализовать инициативу НАС? Теоретически, да. Но на практике, не добившись массового закрытия АЗС, сделать это не получится, если только не поставить у каждой заправки по паре автоматчиков, чтобы сотрудники не разбежались.

АЗС покупают топливо оптом на нефтебазах, бирже или напрямую на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ). Это рыночные отношения, цены на бирже никто не устанавливает, они складываются в результате торгов. И на торги на бирже ориентируется весь оптовый рынок. Биржевые котировки на АИ-92 с начала года выросли на 44%, а розничные цены на эту марку с начала года поднялись лишь на 10,8%. И это при том, что с января традиционно выросли акцизы на топливо. Некоторые АЗС продолжают поднимать цены, хотя они уже обогнали инфляцию, а некоторые просто прекращают торговать.

Главная причина закрытия АЗС - не нехватка бензина, а невозможность продавать его по ценам, значительно ниже рентабельности. Поднять цены еще выше - значит привлечь внимание ФАС, это риск, а продавать без подорожания - убытки, которые нечем компенсировать. Особенно это касается независимых АЗС, которые не имеют подушки безопасности в виде материнских нефтяных компаний или крупных сетей АЗС, которые могут на какое-то время компенсировать убытки за счет объемов продаж и сопутствующим бизнесом.

Что касается независимых АЗС, то они, конечно, находятся в главной зоне риска, если инициатива НАС пройдет. Но это связано совсем не с тем, что они хотят получить сверхприбыль, а с их слабым запасом экономической прочности. Показательная статистика по Москве, где независимых АЗС мало. Если взять данные за прошлую неделю Московской Топливной Ассоциации (МТА), то самые низкие цены на АИ-92 были в сети "Тебойл" (дочке "Лукойла"), но даже там средневзвешенная цена этой марки составляла 59,78 рублей за литр. Остальные сети, принадлежащие "Роснефти", "Газпромнефти", "Татнефти" и тому же "Лукойлу", торговали по ценам еще выше, то есть весьма далеким от предложенного НАС потенциального максимума.

Мы много смеялись над попытками ЕС и США ограничить экспортную стоимость нашей нефти потолком цен, совершенно справедливо отмечая, что на рынке, где нет избытка предложения, такая мера работать не будет. Теперь же мы услышали о предложении ввести потолок цен на нашем внутреннем рынке, где существует риск дефицита. Это по меньшей мере странно.