Какие риски грозят при покупке иномарки по дагестанской схеме: объяснил Воропаев

В России растет популярность так называемой «дагестанской» схемы покупки машин из Киргизии. Она обещает значительную экономию, но несет высокие риски — вплоть до потери автомобиля и крупных сумм денег. Эксперты объяснили, чем это опасно.

На популярных досках объявлений появляется все больше машин с невероятно низкой ценой. Покупка таких автомобилей позволяет экономить сотни тысяч, а иногда и миллионы рублей. Но риски при этом крайне высоки, отмечают юристы.

Суть «дагестанской» схемы

Схема строится на обещании большой экономии: россияне покупают автомобили по очень низкой цене. Чаще всего это встречается в Южном федеральном округе и на Северном Кавказе — в Чечне, Ингушетии и Дагестане.

Продавцы — местные жители, которые предлагают автомобили «от родственников» по генеральной доверенности с правом переоформления. Машины официально зарегистрированы на граждан Кыргызстана, что позволяет снизить стоимость за счет местных пошлин.

Покупатель получает право управления автомобилем на основании доверенности, но не становится его собственником. Машину можно использовать в России до года, после чего нужно выехать и въехать снова с переоформленной доверенностью.

Риски для покупателей

Юрист Лев Воропаев подчеркивает, что юридически «покупка» таких автомобилей — это лишь приобретение права пользования, а не собственности. В результате машины кажутся дешевыми, но на деле покупатель лишь арендует их через доверенность.

Аналогичную позицию подтверждает Анатолий Семенов, директор Ассоциации параллельного импорта: «Это не полноценная покупка. Автомобиль фактически не становится собственностью».

Возможные последствия

Эксперты предупреждают: в обозримом будущем такие автомобили могут оказаться недоступными для использования в России. Воропаев напоминает примеры с автомобилями из Армении, Абхазии и Казахстана: низкосборные машины могут изыматься на штрафстоянки, а водителей привлекать к ответственности.

Проблемы возникают, если таможенные пошлины уплачивались по внутренним ставкам страны, а не по ставкам ЕАЭС. В случае массового ввоза государство может начать изымать автомобили и взыскивать задолженности, включая штрафы и обязательные платежи.

Семенов привел конкретный пример: гражданину за временный ввоз автомобиля начислили более 20 млн рублей. Аналогично в России начали доначислять утильсбор на машины из Армении, что иногда превышает стоимость самих автомобилей.

Воропаев заключает: «Если цель — сэкономить 600–700 тысяч или даже 1,5 млн рублей, рискуя при этом автомобилем и будущими обязательными платежами, — это крайне опасно. Лучше не рисковать».