Ущерб владельцу автомобиля возместит угонщик
Нанесённый ущерб владельцу автомобиля будет возмещать угонщик, даже если впоследствии машина была украдена или разобрана на запчасти третьими лицами. Соответствующий закон вступил в силу 10 августа.
Сейчас, зачастую, угонщики машин не несут никакой ответственности в случае их последующей кражи другими людьми.
Поводом к разработке инициативы, которая исправит эту ситуацию, стало постановление Конституционного суда РФ. В 2015 году он удовлетворил требование гражданина России Владимира Кряжева, который просил взыскать имущественный ущерб с граждан, угнавших его автомобиль, который впоследствии был украден.
Как ранее объяснил судья Конституционного суда Сергей Казанцев, в этом деле было два преступления — угон и последующая кража. «Суды, разрешая такие вопросы, исходили из того, что если человек не украл машину, а только покатался, то за кражу он не отвечает. Мы же сказали, что он отвечает и за утрату автомобиля, только не в уголовном смысле, а с точки зрения возмещения вреда», — отметил он.
Сейчас, согласно законодательству, «угон автомобиля» — это временное им пользование, которое не предполагает иных действий с транспортным средством, а «кража» — завладение чужой собственностью уже с корыстной целью. Таким образом, получается, что далеко не всегда истинные угонщики несут материальную ответственность за правонарушение, хотя именно с них и надо взыскивать ущерб, особенно если тот, кто нанёс непосредственный вред автомобилю, не был установлен.
«Случается, что преступление было совершено группой лиц, но не доказан факт причинения автомобилю убытков именно угнавшим лицом, а остальные лица следствием не установлены. Или же гражданин, угнав автомобиль, бросило его на обочине, а оставленную без присмотра машину повредил уже кто-то другой. В таких случаях, согласно законопроекту, вред возместит угонщик», — объяснил ранее глава Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.
В 2017 году в России было зафиксировано 21 842 кражи автомобилей. А ещё 20 834 угона были классифицированы как «неправомерное завладение без цели хищения».