Новая карта Москвы: Главархив — о том, как в планах появилась единая система координат

Неуклонный рост территории и населения Москвы, особенно после начала реализации Генерального плана развития и реконструкции 1935 года, потребовал карт и планов, пригодных для быстрого ориентирования. С одной стороны, новые планы должны были быть компактными и удобными для использования. С другой —  обеспечивать возможность удобного поиска маленьких переулков, тупиков и проездов, которые были не видны на картах с малым масштабом, а таких мест в Москве на 1940 год насчитывалось ровно 782, это 24% всех городских проездов. Документы о том, как разрабатывали новую карту столицы, сохранились в Главархиве Москвы. 

Новая карта Москвы: Главархив — о том, как в планах появилась единая система координат
© Главное архивное управление города Москвы

Над решением проблемы картографы бились несколько лет. В 1937 году рационализатор и энтузиаст С. Длугач предложил идею издания плана Москвы с так называемым «миллиметровым индикатором» — системой из трех цифровых индексов и специальных линеек, по которым можно было быстро находить любые названия и элементы. В поддержку своего изобретения он собрал несколько десятков комплиментарных отзывов от специалистов-географов, сотрудников НКВД, водителей такси и простых работниц и работников. Постоянно совершенствуя свой «миллиметровый индикатор», изобретатель добивался применения своей системы при издании всех планов и карт Москвы в будущем, а своих противников, в числе которых было большинство столичных геодезистов и картографов, ненавязчиво обвинял в непонимании прогрессивных идей.

 

Однако столичные картографы все же смогли убедить руководство Моссовета в своей правоте и неправоте С. Длугача. Во-первых, они смогли обнаружить «источник вдохновения» Длугача – план Берлина 1936 года – и указали, что немецкие издатели сочли подобные планы неудачными. Во-вторых, они обратили внимание на крайнюю сложность системы ученого. Пользователь должен был оперировать одновременно тремя цифровыми индексами, причем в каждой из входящих в «индикаторе» цифровых шкал количество индексов сильно превышало сотню, а в одной их было вообще 680. Так, для поиска нужного места в Москве нужно было сначала запомнить три трехзначных числа, а после по громоздкой миллиметровой линейке найти соответствующие точки пересечения.

Отдавая должное упорству Длугача, критики признавали возможность применения такой системы в справочных целях в учреждениях, где есть специалисты, которые хорошо разбираются в чтении карт. Но для повседневного использования нужна была простая и понятная система. И её объявил Моссовет своим решением № 2492 от 21 октября 1940 года. Отныне Главному управлению геодезии и картографии предлагалось «изготавливать план, индексированный буквенными и цифровыми знаками по квадратной сетке и, в дополнение к ранее изданному плану, внести обозначение переулков цифрами». Теперь пользоваться планом было так же легко, как школьникам играть в «Морской бой», принцип действия был тот же самый. Дополнительно требовалось только взглянуть на список переулков без подписей на самой карте, который обычно печатался на обороте. До этого момента сетка на картах также была, но единой устоявшейся системы координат не существовало. Поэтому с чтением карт возникали сложности, так как каждую карту нужно было читать по-своему. 

Новые усовершенствования плана Москвы легли в основу всех последующих изданий картографической продукции в столице и продолжают действовать до сих пор.