Широков назвал факторы, сдерживающие развитие водного транспорта на Дальнем Востоке и в Арктике

Развитие внутреннего водного транспорта в регионах Дальнего Востока и Арктики — эта тема сегодня приобретает особую актуальность на фоне тех геополитических вызовов, с которыми столкнулась наша страна, и поэтому внимание к этой проблеме достаточно велико. Об этом заявил заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков, выступая на заседании комитета.

Широков назвал факторы, сдерживающие развитие водного транспорта на Дальнем Востоке и в Арктике
© Парламентская газета

Сенатор отметил, что 80 процентов водных путей на данных территориях являются безальтернативными для доставки грузов и пассажиров, поэтому именно водным транспортом сегодня завозится основной объем грузов в рамках северного завоза.

«Мы все знаем сегодня, что в связи с изменившейся международной ситуацией, экономической и внешнеэкономической политикой России особую актуальность сегодня приобретают транспортные коридоры «Запад — Восток» и «Север — Юг». Внутренние водные пути для таких регионов, как Арктика и Дальний Восток, имеют особое значение. Вследствие недостаточного развития автомобильных и железных дорог данный вид транспорта фактически обеспечивает деятельность населения этих макрорегионов», — указал парламентарий.

Широков добавил, что решение задач по развитию внутреннего водного транспорта сдерживается целым рядом факторов.

«В границах Дальнего Востока и Арктической зоны расположены участки внутренних водных путей протяженностью чуть более 34 тысяч километров. При этом из них только 21 тысяча километров с гарантированными габаритами судовых ходов. Наличие лимитирующих участков внутренних водных путей приводит к существенному снижению провозных способностей флота из-за уменьшения загрузки судов, а также к ограничению скорости прохождения отдельных участков», — отметил сенатор.

Кроме этого, Широков указал, что средний возраст судов грузового и пассажирского флота превышает 40 лет. По словам сенатора, многие речные суда имеют критическую степень износа и требуют скорейшей замены.

«В настоящее время предусмотрен ряд мер, направленных на обновление флота. Так, например, Правительством предусмотрено выделение субсидий организациям на строительство или покупку нового судна взамен переданного на утилизацию старого. Однако эта мера поддержки не пользуется большой популярностью. Ни одна компания, осуществляющая северный завоз в 2022 году, этой мерой не воспользовалась», — сообщил парламентарий.

Сенатор призвал Минпромторг разобраться в данной ситуации и выяснить, почему организации не стали участвовать в данной программе.

«Минпромторгу необходимо проработать вопрос о разработке отдельной программы обновления речных судов на условиях льготного лизинга. С такой просьбой к нам часто обращаются представители дальневосточных и арктических регионов», — рассказал Широков.

Еще одним фактором сдерживающего развития внутреннего водного транспорта является неудовлетворительное состояние причальных сооружений и портового оборудования на внутренних водных путях Дальнего Востока и Арктической зоны.

«Одной из важнейших задач здесь является приведение всех инфраструктурных объектов в надлежащее состояние, и для этого необходимо решение целого комплекса вопрос. Первый из них — урегулирование имущественных отношений по причальным сооружениям», — отметил парламентарий.