В России начали аннулировать документы на машины, ввезенные по параллельному импорту

Обновлено в 15:30

В России начали аннулировать документы на машины, ввезенные по параллельному импорту
© ТАСС

Росстандарт начал отзывать документы на иномарки, которые ввозят по параллельному импорту. Без этих разрешений ездить на машине запрещено. Речь о свидетельстве безопасности конструкций транспортных средств, сообщил журнал Auto.ru. Его оформляют на этапе растаможивания автомобиля. Услуга стала особенно востребованной после того, как в России разрешили поставки машин по параллельному импорту.

Проблема в том, что, если у машин отзывают свидетельство, следом их лишают ПТС и снимают с учета в ГИБДД, а значит, ездить на них нельзя. Отозвать документ могут, если у лаборатории нет разрешения на работу или если она нарушила регламент. Например, не провела испытания тормозной системы. Но есть и другие причины, иногда импортеры намеренно искажают данные в свидетельстве, что тоже делает его недействительным. Что делать в таком случае, как получают документ и почему его могут отозвать?

До санкций, когда новые автомобили привозили в Россию официальные дилеры большими партиями, они оформляли «одобрение типа транспортного средства». Этот документ распространялся на все машины одной модели и подтверждал, что технические характеристики соответствуют всем нормам безопасности. Когда правительство разрешило параллельный импорт, это одобрение стало необязательным, потому что пройти полноценную сертификацию сложно.

Но остался другой документ, который выполняет те же функции, но действует только для одного конкретного автомобиля, который ввозят, например, из США, Европы, Японии или Эмиратов. Он называется «свидетельство безопасности конструкции транспортного средства». Чтобы получить это свидетельство, нужно предоставить документы в специальную лабораторию, которая рассмотрит их, а потом проведет осмотр автомобиля. Услуга в последнее время очень востребованная, но и лабораторий много.

В одной из них, в Санкт-Петербурге, Business FM рассказали, что пока физически не могут брать новые заказы, очередь — около двух недель. Потом еще несколько дней, чтобы рассмотреть все документы на машину, и сам осмотр. Он занимает полтора часа.

— Проверяют машину на тормозном стенде, выхлопные газы на соответствие их экологическому стандарту «Евро 4». Проверяют фары, АБС есть. Эти вещи проверяют. Возраст большей части, 99%, которые сделаны в Европе, буквально 3-5 лет, они соответствуют нормам. Кенгурятник какой-нибудь, защитный бампер на джипах, красные поворотники — эти вещи у нас запрещены.

— Сколько стоит эта процедура?

— Сейчас около 25 тысяч рублей.

Одна из частых причин, по которой свидетельство о безопасности могут отозвать — это некорректный класс экологической безопасности. Дело в том, что по схеме параллельного импорта в Россию привозят машины, которые тут официально не продавались. Модель может быть той же, например, популярная BMW X5. Но это все равно будет другой автомобиль, потому что он предназначался для другого рынка. Значит, у него могут отличаться некоторые характеристики, детали и системы. Например, фары, мотор или выхлоп. Такая машина в России не сертифицирована, и, согласно правилам, в документах можно поставить экологический класс не выше четвертого, это допустимый минимум. Чтобы повысить класс, владелец должен провести дополнительное исследование и предоставить результаты. Но в лабораториях иногда закрывают на это глаза. Порой речь идет о банальной коррупции — оформляют автомобили, у которых экологический класс ниже четвертого и которые вообще не могут ездить по российским дорогам. Комментирует автор блога «Лиса Рулит» Елена Лисовская:

Елена Лисовская автор блога «Лиса Рулит» «Электронные ПТС, к примеру, летом отзывались у ввезенных из Эмиратов автомобилей. Например, дизельные Pajero Sport, у которых был завышен экологический класс. То есть его завысили, машина на самом деле другого экологического класса, выдали электронные ПТС, их потом отозвали. Далее они меняли документы и снова получали ПТС. Это была проблема».

Лаборатория не проверяет документы на автомобиль, которые ей предоставляет владелец. Поэтому недобросовестный импортер может намеренно исказить, скажем, технические характеристики для своей выгоды. Например, BMW с трехлитровым дизельным мотором в Россию всегда поставляли с мощностью 249 лошадиных сил, чтобы водитель не платил повышенный налог, который был бы в два раза больше — 15 рублей за лошадиную силу вместо 7,5 рубля. Те же машины на европейском рынке продаются уже в модификации 265 лошадиных сил. Поэтому когда их привозят по схеме параллельного импорта, есть соблазн предоставить неверные данные. Некоторые участники рынка используют и другие подобные схемы, особенно в сегменте подержанных иномарок, рассказывает перегонщик автомобилей из Европы Денис:

«Ты заезжаешь, у тебя машина 2019 года, а в документах пишешь 2022. Все, у тебя документы от 2022 года. Также пишешь, что пробег минимальный, скрутил все. Заехала машина, по этим документам сделали СБКТС. И в России появляются машины, которые на самом деле 2019 года, но по всем документам, начиная с СБКТС, и уже дальше по СБКТС делается электронный ПТС, машина 2022 года. Таких случаев немало».

Но такие случаи, как правило, выявляются. Тогда у машины отзывают свидетельство о безопасности, а следом их лишают ПТС и снимают с учета в ГИБДД, а значит, ездить на них нельзя. В таком случае в Росстандарте советуют заново получать свидетельство в лаборатории. А это дополнительная трата времени и денег. Может оказаться, что автомобиль вообще не пригоден для российских дорог. Если продавец не захочет добровольно возвращать средства, юристы советуют обращаться в суд. Скорее всего, он встанет на сторону покупателя.