Мэрия Курска обжалует решение суда об установке пандуса инвалиду
Курские власти намерены обжаловать решение суда, обязавшего их установить пандус в доме инвалида I группы Николая Старниченко. Ветеран-"афганец" может передвигаться только в коляске и с помощью жены. Даже попасть на улицу - серьезная проблема для него из-за отсутствия в доме пандуса и подъемника.
В 2019 году ветерану боевых действий поставили диагноз БАС (боковой амиотрофический склероз), в 2021 он перестал ходить. Супруги не дождались помощи от УК и администрации и сами поставили аппарель для въезда коляски. Потом комиссия от администрации города решила, что в подъезде необходим пандус и подъемник - но устанавливать их мэрия отказалась. Защищать интересы инвалида пришлось в суде.
Пандус за свой счет
Супруги волновались из-за того, что пандус установили самовольно - боялись, что власти все снесут. Чтобы привлечь внимание к своей проблеме и избежать сноса, они обратились в "Курские известия".
В июне и июле прошлого года комиссия все-таки обследовала крыльцо, подъезд, аппарели и жильё ветерана-"афганца". Из актов следует, что жилое помещение и общее имущество в МКД не соответствует требованиям Правил обеспечения доступности для инвалидов. Признали, что в квартире инвалида нужно делать перепланировку - сносить порожек в ванной и расширять ее. А самодельный пандус, по их заключению, не соответствует нормативам - слишком больной угол наклона (жене приходится ждать соседей, чтобы поднять супруга на коляске на этаж). Постановили, что вместо них нужно установить пологий пандус у крыльца и подъемник в подъезде. Дверь в подъезд также не отвечает нормативам.
Мэрия отказалась делать
От перепланировки квартиры супруги отказались: из-за возможных бюрократических сложностей ремонт зависнет где-нибудь на середине, и им снова придется делать все за свой счет. А вот пандус и подъемник очень ждали. Только мэрия исполнять решение комиссии не спешила.
Ирина Старниченко говорит, даже подумать не могла, что на этот раз им снова не помогут:
- Мы были очень удивлены. После вердикта комиссии просто сидели, ждали результата какого-то. Его не было. Когда пришел отказ на заявление по поводу установки всего - нас это шокировало. Потому что комиссия приняла решения, были компетентные люди, правильно все - и тут вот этот отказ.
Защищать интересы Старниченко в суде взялся уполномоченный по правам человека в Курской области Владимир Фирсов. В ноябре он отправил запрос главе администрации г. Курска Игорю Куцаку - спросил, будут ли обеспечивать доступность общего имущества для инвалидов на Дружбы, 19а. В мэрии ответили, что мер принято не было, т.к. вопрос не относится к полномочиям органов местного самоуправления. Т.е. заниматься им должна не администрация города, а кто-то другой: областная или федеральная власть.
Уполномоченный по правам человека посчитал бездействие администрации незаконным - и обратился в Ленинский районный суд в защиту интересов Николая Старниченко. По его мнению, обеспечить инвалиду доступ, предусмотренный актами комиссий, должна администрация г. Курска. Среди требований - включить работы по дому на Дружбы, 19а в план на 2023 г.од А также поставить пандус, подъемник, переоборудовать крыльцо и заменить входную дверь в подъезд.
Уже не верят
Николай Старниченко даже не думал, что придется доводить до суда только для того, чтобы обязать мэрию сделать оборудовать подъезд и крыльцо:
- Трудно понять, в чем заключается суд - когда принят закон, есть закон. И предписано это делать. Я никогда и не думал, что суд примет не нашу позицию. Потому что закон на нашей стороне.
Суд встал на сторону Старниченко и признал незаконным бездействие администрации города Курска - за то, что чиновники не обеспечили инвалиду доступ к общему имуществу МКД. Мэрию обязали в течение 6 месяцев обеспечить установку пандуса и подъемника на первом этаже. Решение вступит в законную силу через месяц, пока его можно обжаловать.
Ирина Старниченко, впрочем, не верит в то, что этот вердикт будет выполнен:
- 6-7 месяцев - нереальный срок. Потому что прошел практически год - а с места ничего не сдвинулось. Люди решали между собой, кому этим заняться. Я считаю, что это в корне неправильно. В итоге получается, что закон не действовал - хотя он есть. Узаконили наши права, обязали кого-то - а на местах друг другу перекидывали это.
Владимир Фирсов отметил важность этого конкретного случая в нынешних обстоятельствах:
- Защиту прав инвалидов возложили на муниципальные власти. Человек - ветеран боевых действий, инвалид I группы. Это в настоящее время наиболее существенно, потому что проводится СВО. Мы должны защищать тех, кто отдал свое здоровье в защиту нашей Родины.
Ветеран-"афганец" признается, что захотел предать эту историю огласке, потому что переживает за других инвалидов:
- Мы обратились в СМИ не для того, чтобы прославиться. В свете последних событий - таких как я немало. Может быть, другим людям поможет это…
Как сообщили в правовом комитете администрации Курска, они не согласны с решением суда и будут его обжаловать. В мэрии ссылаются на то, что по закону социальная поддержка инвалидов относится к полномочиям субъекта РФ, а муниципалитету такие полномочия не передавались.