«Люблю свободу»: Главархив рассказал о жизни скульптора Веры Мухиной
<p style="text-align: justify;">Вера Мухина родилась в 1889 году в Риге. Ее отец Игнатий Мухин происходил из семьи богатых купцов, которые поставляли корабельную пеньку в Англию и Голландию. Отец Мухиной был изобретателем и даже получил золотую медаль на Парижской промышленной выставке в 1887 году, так как представил практическое исследование, связанное с изучением свойств алюминия. После смерти отца в 1903 году воспитанием сестер Мухиных занимается их родной дядя в Курске, а в 1910 году Вера Мухина решает переехать в Москву. </p> <p style="text-align: justify;">Здесь она поступает в класс рисования и живописи к художнику Константину Юону, который в тот момент работал с Сергеем Дягилевым над эскизами к постановкам для «Русских сезонов» в Париже, а параллельно открыл свою частную студию, где давал уроки будущим известным художникам: Роберту Фальку, Владимиру Фаворскому, Александру Куприну и другим. </p> <p style="text-align: justify;">Новый 1912 год девушка встречает в доме дяди под Смоленском, и здесь случается катастрофа: Вера неудачно врезается лицом в дерево, и ей отрывает нос. От девушки прячут все зеркала, и об итогах новогодних соревнований она узнает, разглядывая многочисленные шрамы в отражении найденных ножниц. </p> <p style="text-align: justify;">Чтобы утешить племянницу, дядя организует для нее поездку в Париж и даже разрешает ей поступить в художественную академию Антуана Бурделя, где Мухина изучает новые художественные направления, архитектонику и решает стать скульптором-монументалистом. Индивидуальные уроки ей дает сам Бурдель, ученик Огюста Родена. Планы и мечты нарушила Первая мировая война. </p> <p style="text-align: justify;">Вера Мухина возвращается в Россию и три года бесплатно работает сестрой милосердия в госпитале при Обществе русского коннозаводства на Арбатской площади, здесь же она знакомится со своим будущим мужем Алексеем Замковым, который служил военным хирургом. </p> <p style="text-align: justify;">Многие знают Веру Мухину как создательницу скульптуры «Рабочий и колхозница» для Всемирной выставки в Париже в 1937 году, которую экспонировали в качестве примера победившего в СССР монументального соцреалистического стиля в искусстве. Знаменитая статуя доставила скульптору немало хлопот, например, Мухина была категорически против, чтобы скульптуру разрезали на части и везли в Париж в вагонах, а на месте снова собирали, но других способов доставить главный экспонат в Советском павильоне просто не нашли, и Мухиной как автору пришлось согласиться.</p> <p style="text-align: justify;">Однако Вера Мухина вовсе не стремилась быть официозным художником и даже умела отказываться от предложений лепить бюсты с представителей советской номенклатуры, другим бы этого не простили, а Вера Мухина всегда говорила, что не «лепит людей по фотографиям», а значит, ей должны позировать, но на это соглашались не все модели. Интересные подробности и курьезные случаи, случившиеся с Мухиной, описывает Всеволод Замков в своей книге, посвященной судьбе его матери «Из воспоминаний». </p> <p style="text-align: justify;">Даже из этих субъективных впечатлений о матери, записанных много лет спустя, становится ясно, что Вера Мухина не хотела становится живой легендой и всячески сопротивлялась тому, чтобы ее помнили как автора одного монумента и лауреата пяти Сталинских премий. Чтобы этого не случилось, она часто меняла сферу своих основных занятий и занималась в частности декоративно-прикладным искусством. Например, помогала Надежде Ламановой создавать эскизы костюмов для журнала «Искусство в быту», где печатали выкройки повседневной одежды для советских женщин, которые стремились выглядеть стильно. Вера Мухина ездила в Париж представлять знаменитую коллекцию платьев Ламановой, выполненных из самых простых материалов в русском стиле. Коллекция получила Гран-при на Всемирной выставке в Париже в 1925 году. </p> <p style="text-align: justify;">В 1939 году Вера Мухина выступила инициатором создания экспериментальной мастерской для художников при Ленинградском заводе художественного стекла и сортовой посуды (ЛЗХС). Именно там Мухина позднее придумала модели знаменитых советских ваз из цветного переливчатого стекла, разработала винный хрустальный прибор «Астра» и сделала еще много декоративных вещей для украшения интерьера, а также работала над созданием растительных узоров для фарфора. </p> <p style="text-align: justify;">Вера Мухина умерла 6 октября 1953 года. Ее работы можно посмотреть в Русском музее, а большинство работ из стекла хранится в Музее художественного стекла на Елагином острове в Санкт-Петербурге. </p> <p style="text-align: justify;">Летом 1989 года в Моссовет поступило предложение о том, чтобы увековечить память о Вере Мухиной в Москве. В честь 100-летнего юбилея со дня рождения Народного художника СССР Мухиной было решено установить ее памятник-бюст на улице Александра Островского (сейчас — Пречистенский переулок). Бюст выполнили скульптор Михаил Аникушин и архитектор Сергей Хаджибаронов. Записку и разрешение на установку памятника можно прочитать в Главархиве Москвы. Также в честь Мухиной назвали проезд № 69 в Солнцевском районе Москвы. Решение Моссовета также представлено в Главархиве. </p> <div class="mceNonEditable" style="text-align: justify;" data-entity="gallery"> <div class="mos-carousel-plugin__main-image-wrapper"> <div class="mos-carousel-plugin__main-image"></div> </div> <div class="mos-carousel-plugin__nav"> <div class="mos-carousel-plugin__nav-item"></div> <div class="mos-carousel-plugin__nav-item"></div> <div class="mos-carousel-plugin__nav-item"></div> </div> </div> <p style="text-align: justify;">С документами об увековечивании памяти скульптора Веры Мухиной можно познакомиться по адресу: Международной улице, дом 10, корпус 4. Читальный зал открыт по понедельникам с 9:30 до 16:30, по вторникам и четвергам — с 12:00 до 20:00, по пятницам — с 9:30 до 15:00.</p>
«Если с другом вышел в путь»: Главархив – о документах по истории туризма из виртуального музея