Сегодня в столице благоустроено около 81,9 километра набережных, и в ближайшие годы планируется преобразовать еще около 100 километров. Такие данные начальник управления стратегических проектов комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы Максим Кандыбайло озвучил в ходе экспертного диалога «Как должна быть устроена идеальная набережная, которая нужна городу и людям», который Ассоциация девелоперов Южного порта организовала в рамках Московского урбанистического форума этого года*.
Еще в апреле руководитель департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов рассказывал, что в этом году планируется завершить реконструкцию трех столичных набережных. «Готовность набережной Марка Шагала на участке от проспекта Лихачева до Московского центрального кольца составляет 90%. Строительно-монтажные работы на Крутицкой набережной от Новоспасского моста в сторону Симоновской набережной и Симоновской от Крутицкой набережной до жилого комплекса «Ривер Скай» выполнены примерно наполовину. Закончить благоустройство планируется до конца этого года» — таков, по словам Рафика Загрутдинова, был апрельский расклад.
Как отмечал эксперт, согласно адресной инвестиционной программе, департамент выполнит благоустройство десяти набережных. «В частности, в период с 2024-го по 2026 год будет завершено строительство Карамышевской и Шелепихинской набережных, участка набережной от парка «Фили» до театра «Мастерская Петра Фоменко», Симоновской набережной от ЖК «Ривер Скай» до ТТК и других. Также скоро начнутся работы на набережных в Нагатинской пойме и Сабурове. Срок заключения контрактов на проектирование и строительство приходится на третий-четвертый кварталы 2023 года», — делился данными Рафик Загрутдинов.
Пешеходная зона на набережной в районе Нагатинский Затон на юге Москвы. Фото: АГН «Москва»
Как подчеркнул в своем выступлении на МУФе Максим Кандыбайло, еще в Москве есть 80-90 километров набережных, не нуждающихся в благоустройстве в ближайшее время, поскольку либо благоустройство там никому не нужно, либо соответствующие работы невозможно выполнить. «К таким участкам, например, относится территория канала имени Москвы, где находятся гидротехнические сооружения. Все знают, что в городе есть несколько шлюзов, это федеральные территории, и там благоустройство на сегодняшний день невозможно, так как это вопрос транспортной безопасности», — пояснил эксперт.
По его словам, «у города нет единого требования ко всем набережным, мы не хотим, чтобы они были одинаковыми, но стараемся использовать одни и те же подходы: идем в ногу с мировыми тенденциями, делаем все возможное, чтобы природа не страдала». Единого требования, может, и нет, но единая идеология есть точно. Сформирована она была еще в 2014 году, по результатам международного конкурса, и, как напомнил руководитель мастерской архитектурно-градостроительного бюро Master's Plan Никита Щенин, включала в себя три базовых пункта: сделать реку активной, развернуть город к воде и увеличить масштабы озеленения.
«Перед городом стояла задача сделать реку доступной, то есть минимизировать заборы, обеспечить комфортный подъезд к набережной и активизировать водную поверхность, мы это уже сейчас замечаем на примере развития водного транспорта. Также необходимо было сделать реку чистой: уменьшить количество выбросов, сделать экоориентированный дизайн и сформировать узнаваемый бренд у каждой набережной. Кроме того, основная идея была в том, чтобы сохранить идентичность каждой набережной, каждой прибрежной зоны. Было проведено социологическое исследование, в рамках которого было опрошено около пяти тысяч респондентов, чтобы определить, какой формат набережных нужен городу. Результаты показали, что универсального ответа нет: все люди видят набережную по-разному. У нас в равных долях примерно распределились показатели от «люди видят тихую набережную» до «люди видят очень активную, шумную, веселую набережную», из чего следует, что к каждому фрагменту береговой линии нужен свой особый подход», — подчеркнул эксперт.
В итоге сегодня в городе начали появляться набережные, жизнь которых, по определению руководителя архитектурного направления компании Citymakers Татьяны Ищук, протекает сразу в нескольких сценарных слоях, так как они становятся комфортными одновременно для жизни, работы и отдыха. Набережная квартала Shagal, входящего в территорию «ЗИЛ-Юг», или береговая линия проекта Portland и в целом вся создающаяся сейчас набережная кластера «Южный порт» — как раз примеры такого соединения.
«Архитектурному бюро KAMEN удалось в проекте «Южный порт» сделать то, чего не удавалось в других, и то, к чему мы давно стремились, — чтобы набережная была прогулочной и чтобы был контакт жилой застройки с водой. Потому что, к сожалению, большая часть городских набережных в Москве отделена автомобильной дорогой, что не дает возможности жителям напрямую попасть из своих домов на набережную», — отметил Максим Кандыбайло.
К слову: в своем недавнем совместном исследовании специалисты компании «БЕСТ-Новострой» и инвестиционной группы «Абсолют» выяснили*, что из 70 набережных Москвы элитное и премиальное жилье возводится только на шести. И всего из почти 40 представленных в элитном и премиальном сегментах ЖК, находящихся на стадии строительства (введенные в эксплуатацию ЖК в обзоре не учитывались), только восемь расположены на набережных. Из них пять проектов находятся в ЦАО, два — в ЗАО и один — в ЮАО.
«Самыми дорогими оказались новостройки на Саввинской набережной (их средняя стоимость предложения составила 2 млн рублей за квадратный метр), самой застраиваемой с точки зрения объема предложения стала набережная Тараса Шевченко, а самой востребованной — Лужнецкая набережная, где на один проект со средней ценой более 1 млн рублей за «квадрат» пришелся максимальный объем продаж», — говорится в исследовании.
«Проекты с видом на «большую воду» всегда востребованы покупателями, приставка «с видом на реку» автоматически повышает ликвидность. Свою роль играет и ограниченность предложения проектов на набережных: сейчас это примерно 20% от всего объема экспонируемых на рынке высокобюджетных новостроек. Таким образом, при прочих равных средняя цена покупки в ЖК у воды на 20-30% дороже, чем в других проектах. Это неудивительно, учитывая, как созерцание «большой воды» улучшает физическое и психическое состояние. А благодаря масштабному благоустройству набережных бывать рядом с Москвой-рекой теперь стало вдвойне приятно: прогулки по береговой линии можно совмещать с занятиями спортом, семейным досугом, гастрономическими экскурсиями и посещением культурных мероприятий», — делится мнением управляющий партнер платформы Dombook, основатель компании «БЕСТ-Новострой» Ирина Доброхотова.
Кроме того, в Москве сформировался запрос на пляжные зоны: на данный момент их критически мало, и большая часть из них — без купания. «Мы ощущаем дефицит таких зон, поэтому, к примеру, на Северном Речном вокзале город организовывал пляж. На ЗИЛе мы тоже хотели сделать пляжную зону, сейчас работаем над этим вопросом. Но в любом случае мы понимаем, что пляжных территорий вдоль набережных не хватает, и пытаемся найти городской потенциал в развитии таких зон», — поделился планами Максим Кандыбайло.
*Есть в распоряжении BFM.ru