Сносить и строить
В Екатеринбурге упразднили программу развития застроенных территорий, в которой с 2013 года значилось 246 многоквартирных домов под снос. 146 объектов уже снесено инвесторами, остальные находятся "в работе", включая 36 домов по новой программе – комплексного развития территорий. При этом продолжает действовать муниципальная программа "Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории муниципального образования "город Екатеринбург", управление жилищным фондом" на 2021-2025 годы". О ходе и особенностях ее реализации в интервью "Уралинформбюро" рассказал вице-мэр уральской столицы Владимир Гейко.
- Владимир Алексеевич, а был ли повод для упразднения программы развития застроенных территорий?
- В Свердловской области действует региональная адресная программа по сносу аварийного жилья. В Екатеринбурге ее выполнили еще в 2019 году, одними из первых среди городов-миллионников России. Мы принимаем все меры для привлечения федеральных и региональных средств, но сегодня все дома, признанные аварийными после 1 января 2017 года, у нас расселяются и сносятся только за счет городского бюджета.
Владимир Гейко
- От горожан нередко поступают жалобы, мол, живем в развалюхе, а ее не хотят признавать аварийной…
- Аварийный статус дому присваивает межведомственная комиссия, в которую входят строители, юристы, представители ЖКХ, БТИ, Роспотребнадзора. Порядок признания аварийным прописан в постановлении правительства РФ № 47. Любой гражданин вправе подать заявку как на весь дом в целом, так и на отдельное помещение. Для вынесения решения комиссии нужен большой пакет документов, в том числе экспертное заключение организации, состоящей в СРО. Как вариант – заключение органов Госжилстройнадзора или прокуратуры. Если нас эти заключения по какой-то причине не убедили, мы инициируем дополнительное обследование дома, после которого выносится окончательное решение. Разумеется, если в экспертизе сказано, что фундамент, стены, крыша настолько в плохом состоянии, что могут в любой момент обрушиться – аварийный статус присваивается дому однозначно.
- Почему некоторым домам после признания аварийными приходится долго ждать сноса?
- На это есть объективные причины: во-первых, требуются финансовые средства, во-вторых, перед сносом необходимо соблюсти процедуру, оговоренную федеральным законом. Мы должны собственнику предложить варианты, как он может своим домом распорядиться: либо поставить на реконструкцию, либо снести и построить новый. "На подумать" дается полгода, после чего принимается решение об изъятии участка и многоквартирного дома для муниципальных нужд. При этом, если дом признан аварийным и подлежащим сносу, для исключения угрозы жизни всем собственникам и нанимателям предлагается временно переселиться в маневренный фонд. Кто-то соглашается, кто-то нет. На эти процедуры тоже уходит много времени.
- По какому принципу производится отселение?
- Нанимателям мы предлагаем альтернативное жилье по принципу "метр в метр", но чтобы не было ухудшения условий проживания. Собственникам предлагаем выкуп согласно оценке, с которой хозяин жилплощади вправе согласиться или нет. Если не согласен, встречаемся с ним в суде, проводим экспертизу, рассчитываемся по решению суда, отселяем и сносим дом.
Приобретаем жилье для граждан мы только в новостройках, и только через конкурсные процедуры, по тому же принципу "метр в метр". Для этого мы изучили старый жилфонд и его "средние" квадратуры: двухкомнатные квартиры чаще всего под 50 квадратных метров, трехкомнатные – 63-64. Примерно такие квартиры и приобретаем. В зависимости от наполняемости бюджета города последние пять лет мы стабильно выделяем и даже добавляем средства на эту статью. Сейчас порядка 370 миллионов рублей в год.
Строительство нового жилья на месте снесенных бараков на Эльмаше
- Очень много жилья, признанного аварийным и подлежащим сносу, расположено на отдаленных территориях - Северка, Горный Щит, Шабровский. А застройщики любят осваивать центр города. Не факт, что они захотят зайти на окраины.
- Екатеринбург – единое целое. Я уверен, что застройщики дойдут и до Северки, и до других отдаленных территорий. А если нет, город изымет эти участки для муниципальных нужд и выставит на аукционы, либо сам построит на них жилье, дороги, социальные объекты, согласно прописанным в Генплане–2045 функциональным зонам.
Раз механизм КРТ заработал, застройщики рано или поздно зайдут на такие территории. Их интерес очевиден: на муниципальных торгах (за право реновации территории. – Прим. ред.) итоговая цена лота бывает в 300 раз выше стартовой! Кроме того, недавно мы передали коллегам из Главархитектуры сведения о многоквартирных домах, которые не имеют аварийного статуса, но при этом не попали в программу капремонта по причине большого возраста и экономической нецелесообразности. Они имеют все шансы быть включенными в проекты КРТ. А администрация города будет строго контролировать выкуп квартир у собственников и работу застройщика с нанимателями, чтобы никто из них не остался без комфортного жилья.
Беседовал Евгений СУСОРОВ