Алексей Пушков: Наша задача - создать такую общественную среду, при которой треш-стримы исчезнут как явление

Главная сложность при работе над пакетом законопроектов о треш-стримах состояла в том, чтобы выделить их как специфическое явление, ведущее к преступлениям, и отправной точкой стала смерть в декабре 2020 года в прямом эфире девушки, которую напарник по стримингу после ссоры запер на холодном балконе.

Алексей Пушков: Наша задача - создать такую общественную среду, при которой треш-стримы исчезнут как явление
© Российская Газета

Когда мы в 2021 году образовали в Совете Федерации рабочую группу с участием всех правоохранительных ведомств, которая должна была изучить этот феномен, то у нас были определенные споры. Была точка зрения, что треш-стримы - это обычное хулиганство, но после ряда дискуссий пришло понимание, что они отличаются от такого же рода преступлений, совершенных за пределами информационной среды. Свидетелями таких преступлений становится многомиллионная аудитория, на которую подобный "контент" действует разлагающе. А значит, речь идет об особом виде преступлений, которые требуют особого подхода.

Конечно, покушение на человеческую жизнь, на здоровье человека, на человеческое достоинство, унижения, издевательства и убийство животных - все это есть в Уголовном кодексе. Поэтому пришлось провести определенную работу и доказать, что хулиганство, свидетелями которого являются несколько человек в подворотне, парке или подъезде, и такие же действия, передаваемые намеренно на огромную аудиторию, - это качественно разные вещи.

Более того, авторы треш-стримов получают не только просмотры, но и материальный доход. Потому что зрители переводят деньги, т.н. "донаты", а некоторые даже заказывают стримеру определенный тип преступления, например, избиение. Таким образом, преступление совершается и намеренно делается предметом общественного достояния с целью получения той или иной формы выгоды - либо финансовой, либо популярности. Причем речь не об отдельных случаях. В какой-то момент треш-стримеры даже хвастались, что зарабатывают миллионы рублей в месяц, покупают себе дорогие машины и квартиры, снимают лофты в Москва-Сити.

По мере подготовки пакета законопроектов созревало и общественное мнение, и профессиональное. Одним из поворотных моментов было убийство кота в прямом эфире в Тамбовской области. В начале этого года комиссия Совета Федерации по информполитике обратилась по этому поводу в Следственный комитет, МВД, Генпрокуратуру и Администрацию Президента. Мы хотели обратить внимание на то, что треш-стримы все чаще принимают откровенно садистский характер. И профессиональная среда начала все больше склоняться к нашей точке зрения, что треш-стримы - это действительно особый тип преступления, который, как минимум, требует ужесточения наказания, потому что оказывает особое вредоносное воздействие на наше общество, прежде всего, на молодежь, которая проводит в интернете значительное время. Именно массовый характер потребления треш-стриминга делает такой интернет-продукт особо опасным - он поощряет самые низменные наклонности.

Нашей задачей было создать такое законодательство, такую общественную среду, при которой треш-стримы исчезнут как явление, потому что за них будут жестко наказывать, и они будут подвергаться общественному порицанию. То есть следует не дожидаться преступления и реагировать потом, а сделать так, чтобы сама среда стриминга, основанного на демонстрации разных форм насилия, истязаний, унижения человеческого достоинства, перестала существовать.

Под хулиганскими побуждениями мы понимаем "совершение правонарушения в целях нарушения общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу". То есть, если группа ребят в шутку толкается и хохочет, то это не треш-стриминг, а попросту "дуракаваляние". Но если группа молодых людей бьет девушку головой о стол или даже имитирует это избиение, чтобы "собрать лайки" или "донаты", то это уже предмет регулирования и наказания. Ведь имитация тоже несет в себе антиобщественный заряд, она как бы утверждает садизм как форму допустимого поведения, как возможность "проснуться богатым и знаменитым".

Помимо ужесточения Уголовного кодекса, предусмотрены поправки в КоАП, которыми подрывается финансовая база треш-стриминга: все те "донаты", которые будут перечислены треш-стримеру, перейдут государству через систему штрафов. Мы предлагаем ввести штрафы, которые будут достигать 600-700 тысяч рублей. Если человек занимается подобным "бизнесом" с заработком около 1 миллиона рублей в месяц и его штрафуют, то он теряет уже половину своего месячного дохода. Если же штраф не подействовал, то дальше может быть более серьезное наказание. Избиения и издевательства в интернете повлекут тяжелую ответственность.

Еще один очень важный момент - как отслеживать размещение такого рода материалов в социальных сетях. Отныне сами социальные сети должны отслеживать, чтобы треш-стриминг не проходил через них. Это оговаривается в специальной поправке к закону "Об информации".