Войти в почту

Свердловская область возглавила антирейтинг по загрязнению рек

Экстремальных загрязнений рек и водоемов в России в прошлом году стало больше в полтора раза, подсчитали аналитики аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza на основе данных Росгидромета. Причем почти треть (29,2 процента) всех высоких и экстремально высоких загрязнений пришлась на долю Свердловской области. ЯНАО и Челябинская область тоже в черном списке (соответственно 3,5 и 2,6 процента), но Средний Урал обогнал всех, и с огромным отрывом. Есть ли у индустриального региона шансы избавиться от сомнительных лавров?

Свердловская область возглавила антирейтинг по загрязнению рек
© Российская Газета

Эксперты признают, что на росте негативных показателей в последние годы могла сказаться работа надзорных органов. Видимо, анализ стал лучше, контроль - жестче. Но факт остается фактом: Свердловская область - постоянный лидер антирейтинга. "Именно этот уральский регион в наибольшей мере страдает от негативных экологических инцидентов, так как является местом расположения огромного количества промышленных предприятий", - отмечают аналитики. Неудивительно, ведь главными виновниками экологического неблагополучия традиционно являются горнодобывающие и металлургические предприятия, целлюлозно-бумажные комбинаты.

В 2023 году на свердловских водных объектах зарегистрировано 604 высоких загрязнения (в бассейнах Тобола, Камы, малых рек) и 202 экстремальных (на реках Тальтия, Черная, Ольховка и еще 29 других). В них попали наиболее вредные для окружающей среды вещества (1 и 2 классов опасности) - соединения кадмия, молибдена, мышьяка и свинца. Ими промышленники щедро "сдобрили", например, воды притоков Тобола.

Кстати, самая большая волна ЧП обычно приходит с весенним половодьем: талые воды с неотфильтрованной химией пополняют малые и крупные реки. В марте прошлого года экстремально высоким оказалось загрязнение реки Туры от Тюмени до свердловского Туринска и деревни Тимофеево. Неужели и предстоящий паводок станет спусковым крючком экологических бедствий?

Эксперты, кажется, настроены пессимистично. По словам руководителя центра природопользования и геоэкологии Института экономики УрО РАН Александра Семячкова, антропогенный пресс на природу будет только увеличиваться, ведь с ростом объемов производства неизбежно растут и сбросы в водоемы. Что делать?

В быстрое экологическое оздоровление Нижнего Тагила мало кто верил. Однако благодаря соглашениям с бизнесом ситуация там улучшается на глазах

- Необходимо организовать качественную очистку стоков, но это сложно и дорого. Так, если концентрация меди в них составляет 0,1 миллиграмма на литр, а необходима очистка до 0,01, нужно затратить в тысячу раз больше средств. И это небыстрое дело. В итоге мы уже лет триста сбрасываем промышленные стоки в реки - отходами производств загрязнены донные отложения многих водных артерий Урала. Старые рудники - Левиха, Дегтярка - тоже являются источниками загрязнения рек, - констатирует ученый.

По мнению Семячкова, давно назрело кардинальное изменение экологической политики и соответствующего законодательства. Так, многие страны для очистки стоков эффективно используют водно-болотные угодья. Почему бы не задействовать их и нам, тем более что на Урале и в Сибири множество болот? Но закон не разрешает сбрасывать в них неочищенную воду, и зачастую болота просто высыхают.

- Надо понимать, что даже новые очистные сооружения самых передовых предприятий зимой не справляются. Так что все равно нужно искать альтернативу. Сегодняшними темпами мы никогда не восстановим чистоту рек, - утверждает Семячков.

У такого метода очистки много противников, признает он. Но ученые уже применяют его на практике - на базе Черновского болота возле Красноуральска, где находится Волковский рудник. По заказу УГМК эксперты изучали сброс воды с предприятия, емкость болота и даже получили патент на оценку его ресурса.

- Установили, что для сброса марганца этого небольшого болотца хватит на тысячу лет, ведь торф - прекрасный сорбент. А наши потомки будут надолго обеспечены залежами марганца. Правда, без специальных исследований применять этот метод нельзя. Скажем, на Шемуре кислые воды, и, если их сбрасывать без нейтрализации, можно загубить природу, что, к слову, и произошло, - добавил эксперт.

Правда, законодатели относятся к предложениям ученых скептически.

- Болота являются источниками многих рек. Надо идти по другому пути, - возражает против идеи Сергей Никонов, председатель комитета по экологии, природопользованию и охране окружающей среды Заксобрания Свердловской области. - При создании новых предприятий применяются высокие стандарты экологической безопасности. Замкнутый водный цикл на производстве - это уже реальность.

По его словам, экологии поможет только глубокая модернизация очистных сооружений промышленных стоков. Такую работу, например, недавно завершил Качканарский ГОК, и подобных предприятий немало. Второй шаг: уменьшение экологического ущерба от старых источников, например хвостохранилищ. Федеральные и региональные программы нацелены именно на это.

- Да, Свердловской области тяжело, ведь здесь традиционно высокая концентрация промышленных предприятий. Но есть пример белой металлургии, которая задает высочайший стандарт и отражает запрос общества. Убежден, что ситуация будет меняться к лучшему год от года. Яркий пример - Нижний Тагил, в быстрое экологическое оздоровление которого мало кто верил. Однако в результате реализации ряда соглашений властей с крупными предприятиями ситуация там улучшается на глазах. Тагильчане подтвердят: воздух в промышленном городе стал гораздо чище, - подытожил Никонов.

Кстати, эксперты напоминают: помимо крупных производств огромный ущерб водным экосистемам наносят предприятия жилищно-коммунального хозяйства, отвечающие за очистку и сброс сточных вод.

- Поэтому в зоне риска с точки зрения экологической безопасности поверхностных вод находятся не только индустриальные центры, но и густонаселенные территории с устаревшими системами фильтрации сточной воды, - считает президент FinExpertiza Елена Трубникова.

То есть необходима комплексная работа по всем фронтам.

Комментарий

Роман Тужиков, руководитель Уральского межрегионального управления Росприроднадзора:

- На территории Свердловской области ведут деятельность 229 юридических лиц - объектов федерального надзора, являющихся водопользователями. Уральское управление Росприроднадзора в 2023 году провело 21 плановую выездную проверку в отношении таких предприятий, выявлен 51 факт сброса с превышениями ПДК. К административной ответственности привлечены юридические и должностные лица на общую сумму 6 миллионов рублей, размер вреда, причиненного водным объектам, оценен более чем в 59 миллионов рублей.

Справка РГ

Под высоким загрязнением поверхностных вод понимается уровень, превышающий предельно допустимую концентрацию (ПДК) в 3-5 раз для веществ 1 и 2 классов опасности, в 10-50 раз - для 3 и 4 классов, в 30-50 - для нефтепродуктов, фенолов, соединений марганца, меди и железа. Экстремально высокими считаются загрязнения, при которых ПДК превышена в пять и более раз для веществ 1-2 классов опасности, в 50 и более - для 3-4 классов. Визуальный признак загрязнений - нефтяная или масляная пленка, органолептический - интенсивный запах. Кроме того, наблюдается массовая гибель моллюсков, лягушек, рыб, других водных организмов и растительности, поскольку в воде снижается содержание растворенного кислорода.