Таможенники в «Шереметьево» изъяли книгу о Владимире Зеленском за авторством журналиста The Time Саймона Шустера. Ее заказал из Польши россиянин «для личного пользования», заявили в ФТС. Таможней была проведена экспертиза, которая выявила, что книга попадает в перечень товаров, запрещенных к перемещению через таможенную границу ЕАЭС. А изложенная в ней информация может нанести вред государственной безопасности, политическим или экономическим интересам страны и нравственности ее граждан. Таким образом, мужчина признан виновным в совершении административного правонарушения за несоблюдение запретов и ограничений на ввоз товаров в ЕЭАС. Ситуацию комментирует управляющий партнер Коллегии медиаюристов Федор Кравченко:
Федор Кравченко управляющий партнер Коллегии медиаюристов «Принципиально важно, что даже если речь идет о какой-то литературе, прямо запрещенной законодательно в сфере массовых коммуникаций, покупатель, владелец этой литературы все-таки до сегодняшнего дня рисков в основном не несет. Но что касается таможенных правил, таможня возбуждает дела об административных правонарушениях, обвиняет тех, кто декларирует эту посылку, — а это как раз покупатель, — в том, что он неправильно сообщил характеристики ввозимого товара, не сообщил о том, что ввозимая им литература из интернет-магазина каким-то образом угрожает безопасности. Поскольку это процедура крайне дорогая, она требует штучного проведения экспертизы той или иной книги, занимает очень много времени, таможня применяет ее редко. То есть можно сосчитать, наверное, по пальцам, ну, или, по крайней мере, исчисляется десятками случаев в год, когда таможня подобную процедуру применяет. В разные годы запрещали разные к ввозу книги, какой-то особенной системы в этом нет. И больше того, я уверен, что 99% таких книг проходят таможню, но вот выборочно, как это иногда бывает у таможенников, они останавливают те или иные посылки. У таможни есть возможность провести и собственную экспертизу ввозимой печатной продукции и по своим критериям и методикам определить, влияет ли она на безопасность государства. Процедура эта крайне непрозрачная, ее крайне сложно оспорить, таким образом, получается, что у таможни есть плюс-минус возможность остановить любую книжку. И поэтому, конечно, покупатель, который задумывается, купить или не купить ему ту или иную книгу, рискует не сильно. Во-первых, с вероятностью 99%, книжка пройдет таможню, по крайней мере, исходя из текущей статистики, а если даже штраф за нарушение этих таможенных правил и будет, он, в отличие от различных экстремистских штрафов, достаточно маленький».
Эксперты отмечают, что подобная практика относится не к последним двум годам. Еще в 2018 году зарубежные книжные посылки останавливались, в частности, таможней аэропорта «Пулково» со ссылкой на те же таможенные правила.