Тесно, дорого, бесперспективно: Audi готовится к закрытию завода в Брюсселе
Компания Audi, входящая в состав свалившегося в кризис концерна Volkswagen, скорее всего, закроет завод в бельгийской столице, где производятся дорогой электрический кроссовер Audi Q8 e-tron и его купеобразная версия Audi Q8 Sportback e-tron. Переговоры с потенциальными покупателями этой площадки ни к чему не привели, в результате ликвидации предприятия работу потеряют около 3000 человек.
История брюссельского автозавода Audi ведёт отсчёт с сентября 1948 года, когда его строительство начал бельгийский предприниматель и импортёр автомобилей Volkswagen Пьер Д'Итерен. Уже в апреле 1949 года завод начал работу, но первыми его моделями стали не Фольксвагены, а автомобили американской марки Studebaker.
Производство Фольксвагенов завод освоил только в 1954 году, первым на конвейер встал легендарный Beetle. В 1970 году завод перешёл под контроль Volkswagen AG, в 2007 году был передан Audi. Последнюю масштабную реконструкцию завод пережил в 2016-2018 годах — тогда его готовили к производству первого электрического кроссовера Audi по имени e-tron. После рестайлинга 2022 года Audi e-tron был переименован в Audi Q8 e-tron, а его купеобразная версия, пополнившая гамму в 2020 году, — в Audi Q8 Sportback e-tron.
При мощности в 120 000 машин в год завод после последней реконструкции хронически недозагружен, так как спрос на дорогие электрические кроссоверы Audi оказался ниже ожидаемого. Лучшим годом для завода в новейшей истории стал 2022-й: тогда он, по данным журнала Electrive, произвёл 47 900 кроссоверов, в 2023-м — только 37 400.
По данным аналитического агентства JATO Dynamics, продажи Audi Q8 e-tron в Европе с января по август 2024 года составили 8829 шт. (-25% по сравнению с АППГ), продажи Audi Q8 Sportback e-tron — 4193 шт. (-35%). В США кроссовер Q8 e-tron, по данным самой компании Audi, за первые три квартала текущего года разошёлся тиражом 4771 шт. (-9%), Q8 Sportback e-tron — 1594 шт. (-20%).
Минувшим летом стало известно о том, что Audi готовится расстаться с брюссельским заводом, но тогда приоритетным был план продажи, а не закрытия. Ходили слухи, что этот завод может купить китайская компания Nio для локализации своих электромобилей в Европе, но основатель и гендиректор Nio Уильям Ли назвал такого сорта спекуляции абсурдными — мол, если Audi не может позволить себе содержать этот завод, то с чего вы взяли, что Nio может?
На этой неделе Bloomberg со ссылкой на Герда Валькера, члена совета директоров Audi AG, отвечающего за производство и логистику, сообщил, что компания провела переговоры с 26 потенциальными покупателями и инвесторами, которые могли бы спасти брюссельский завод, но все предложения оказались нежизнеспособными. Самостоятельно Audi и концерн Volkswagen загрузить этот завод не могут, так как у Volkswagen и так переизбыток производственных мощностей в Европе, концерн готовится к очень болезненному закрытию части заводов в Германии. Также Volkswagen будет вынужден закрыть часть заводов в Китае, где разработанные в Европе электромобили оказались просто неконкурентоспособными.
Шансов выжить у брюссельского завода Audi практически не осталось, поскольку у него есть и не связанные напрямую с концерном Volkswagen проблемы, а именно плохое расположение: завод зажат между огромным железнодорожным узлом и жилыми городскими кварталами, что делает невозможным его расширение. На заводе нет своего кузнечного цеха, вся штамповка приходит с других заводов, то есть затраты на логистику крупных комплектующих увеличивают себестоимость автомобилей.