Беспилотники могут начать фиксировать ДТП из-за дефицита сотрудников ДПС

В России беспилотники могут привлечь к фиксации ДТП. Такую возможность — фиксировать дорожно-транспортные происшествия без участия сотрудников ДПС — рассматривают в МВД, пишет газета «Ведомости». В условиях нехватки кадров такой дрон могут посылать на мелкие аварии.

Беспилотники могут начать фиксировать ДТП из-за дефицита сотрудников ДПС
© BFM.RU

Для решения задач, которые сейчас выполняют в ДПС, в министерстве планируют использовать специальные станции с дронами — так называемые дрон-боксы. Они будут автоматически собирать данные, заряжать устройства и управлять полетом БПЛА. Размещать их можно на крышах зданий, отметили в МВД.

Сообщается, что дроны уже тестировали для фиксации нарушений ПДД в ряде регионов, в частности в Краснодарском и Ставропольском краях, Вологодской области и других. Там, как отмечают в ведомстве, они показали свою эффективность. Идею комментирует эксперт рабочей группы при правительстве РФ по законодательству в сфере безопасности дорожного движения Дмитрий Попов:

— Современные беспилотные средства, особенно коптерного типа, способны обеспечить высокую стабилизацию геоточки положения, когда он зависает над чем-то, таким образом обеспечить достоверность результата проводимого съема информации. Все остальное находится в русле коллаборации между административным процессом, внесением алгоритмов в реестр Минюста, выверением этого алгоритма, чтобы он достоверно устанавливал нарушение правил дорожного движения. Это все техническая ситуация. Я не думаю, что в реалиях нынешнего времени это будет использовано. Пока что это все на уровне разработок.

— Говорят, что сейчас уже фиксируют нарушения ПДД.

— Как человек, который путешествует по стране, я регулярно натыкаюсь на федеральных трассах на желтые щиты, на которых нарисован некий паук, который почему-то назвали коптером, и написаны красивые слова «осуществляется контроль выезда на встречку при помощи коптеров». Ни разу, во-первых, не видел, чтобы коптеры летали, а во-вторых, это не автоматическая фотовидеофиксация в данной ситуации была бы, а это наблюдение со стороны госавтоинспекции. Потом им потребуется останавливать водителя, выяснять, этот ли автомобиль был, попытаться понять, с этим ли номерным знаком и так далее. В данном случае, что обсуждалось вчера, речь идет о том, что коптер будет зависать над участком дороги и выявлять административные правонарушения в автоматическом режиме. То есть внутри коптера будет прописано программное обеспечение, которое будет реализовывать алгоритм установления события до нарушения правил дорожного движения.

— Дефицит сотрудников действительно имеет место быть?

— Это никак не отменяет мой тезис о том, что количество дорожно-патрульной службы сотрудников нужно увеличивать, потому что есть еще много незакрытых моментов, которые невозможно администрировать техникой.

— Есть ли возможность ошибок при наблюдении фиксации?

— У техники возможность ошибок есть всегда. Вспомните, как часто вы перезагружаете смартфон. Вы же это делаете не потому, что вам хочется, а потому, что он завис, или потому, что он допускает какую-то ошибку и вы хотите обновить программное обеспечение. Здесь такая же история. К сожалению, надо признать, что и люди ошибаются тоже. Только люди привносят субъективную составляющую, которая базируется либо на низком уровне знаний, либо субъективные трактовки тех или иных пунктов ПДД. С точки зрения автоматической фиксации нарушений, в том числе и при помощи коптеров, здесь речь идет о том, как будут выписаны алгоритмы, насколько они достоверную будут давать информацию.

Отмечается, что для внедрения таких систем необходимы поправки в законодательстве из-за отсутствия норм, регулирующих ответственность за нарушения, зафиксированные дронами. Так что такое новшество поэтому и по ряду других причин вряд ли появится скоро, говорит главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков:

Максим Кадаков главный редактор журнала «За рулем» «Это все пока на уровне идеи. Использовать беспилотники побольше, поменьше начали уже несколько лет назад, использовали в основном для контроля за движением на дорогах либо за фиксацией нарушений, но, опять же, с привлечением сотрудников ДПС. Сами сотрудники управляли БПЛА для того, чтобы, например, на дистанции следить за каким-то участком дороги. Все равно это как минимум экипаж из двух человек, потому что один фактически оператор БПЛА на постоянке, второй сотрудник экипажа делает другие, процессуальные, например, действия. Сейчас это невозможно внедрить. Во-первых, у нас нет необходимых не только БПЛА, но и софта, во-вторых, достигаемость или радиус действия беспилотников тоже небесконечен. Поэтому мы тоже должны понимать, что в пределах 20-30 километров — это уже серьезно. То есть надо долететь в одном комплекте аккумуляторов, надо провести какое-то время в полете над местом ДТП и вернуться. Невозможно покрыть все пространство, даже опорную сеть дорог. У нас 136 тысяч километров опорная сеть дорог. Есть ограничения на полеты в городах, и они никуда не денутся даже после окончания СВО. Я не представляю себе, как БПЛА будут летать в Москве, в Петербурге, в Екатеринбурге и во многих других городах, что-то фиксировать. Поэтому это такая же примерно история, как использование автомобилей беспилотников на дорогах. В качестве эксперимента попробовать, посмотреть, это будет в ближайшее время возвращаться в инфополе, и мы будем это обсуждать, а реальная работа появится не скоро».

По словам руководителя стратегических проектов АО «ГЛОНАСС» Александра Замятина, для фиксации дорожных нарушений применяются дроны мультикоптерного и вертолетного типа, для протяженных участков дорог — иногда БПЛА самолетного типа. Кроме камер такие беспилотники могут иметь радары определения скорости, прожекторы и аппаратуру для звукового оповещения.