Георгий Бовт - о списке авто для такси: Будем ездить на своих, но не сразу

Минпромторг опубликовал первичный список автомобилей, соответствующих требованиям закона о локализации такси. Там 22 модели от шести российских брендов: Lada, УАЗ, Sollers, Evolute, Voyah и "Москвич". Сразу вспыхнули дискуссии с критическим уклоном в сторону чиновников. Так всегда и бывает. Потом либо в ходе дискуссии находят "золотую середину", либо жизнь (рынок) проявляет присущую ему гибкость, доказывая, что "вода дырочку найдет", а многие страшилки не оправдались. Либо и то и другое одновременно.

Георгий Бовт - о списке авто для такси: Будем ездить на своих, но не сразу
© Российская Газета

Некоторые вопросы, конечно, просят пояснений. Зачем, к примеру, в список для такси включили Lada Niva Legend, Lada Niva Travel, УАЗ Patriot и УАЗ Hunter? Кто-нибудь видел такие машины в таксомоторе? Вряд ли приживутся в такси и модели Voyah Free (от 5,5 млн руб.), Passion (от 7,4 млн) и Dream (от 10 млн руб.). К другим машинам из списка есть отдельные технические вопросы (скажем, механическая коробка передач, отсутствие "климат-контроля", жесткая подвеска), но они не критичны на фоне поставленной задачи помочь отечественному автопрому. Авторы закона о локализации помнят, в каком шоке оказался авторынок в 2022 году из-за массового ухода западных брендов. Урок не прошел зря: санкционная политика не должна стать блокирующей по отношению к отечественному автопрому. А еще можно вспомнить дискуссии начала нулевых, когда вводились по тем временам достаточно жесткие нормы локализации для иностранных автопроизводителей. Стонов и плача тоже было немало, однако меры себя оправдали. Без них у отечественного автопрома не было бы вообще никакого задела на сегодня.

Требования закона о локализации авто для такси вступят в силу с марта 2026 года. Машина должна будет либо достигать уровня локализации, установленного для госзакупок (сейчас 3200 баллов), либо быть произведенной в рамках специнвестконтракта (СПИК), заключенного с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025-го. Возможен допуск машины, выпущенной по более позднему СПИК, но это потребует отдельного решения правительства. Это призвано понудить иностранных автопроизводителей (прежде всего китайских) активнее инвестировать в России, в противном случае наша страна может превратиться в один большой "китайский автосалон", утрачивая всякие технические и инженерные компетенции в автопроме.

Поскольку наш человек по природе своей боится всяких резких перемен, то со стороны профсообщества нет недостатка в алармистских прогнозах. Так, от РСПП прозвучало предупреждение: многие таксопарки и водители, "таксующие" на своих машинах, не смогут выполнить требования по локализации и уйдут "в тень". Число "дезертиров" может достичь 200 тыс. водителей, это примерно пятая часть занятых в такси. Объединение самозанятых тоже предупреждает: большинству самозанятых таксистов не по карману замена автомобилей на требуемые модели: слишком дорого, а кредиты практически недоступны. Однако тут стоит уточнить: самозанятых и не принуждают менять машину немедленно. Они могут подрабатывать на ней, пока она полностью не выработает свой ресурс. Ужесточения норм по локализации не предвидится до начала 2030-х, и самозанятые таксисты могут не спешить рвать на себе волосы от отчаяния. Лишь с 1 января 2033 года единственным критерием для внесения в реестр такси станет количество набранных баллов локализации.

По данным агентства НАПИ, на 1 июля 2025 года парк такси в России составлял 791,4 тыс. легковых автомобилей с действующим разрешением. Также (на конец 2024 года) в перевозках такси насчитывалось более 700 тыс. автомобилей, принадлежащих физлицам. Почти 80% таких машин не соответствуют требованиям закона о локализации. Но ведь их немедленной замены и не требуется. "Частник, который работает в извозе, не должен быть обижен. Для этого принято решение, что можно использовать свой автомобиль, пока он не выработает ресурс", - говорил спикер Думы Вячеслав Володин.

Ничего не менять не получится у таксопарков. Однако и тут обвала не произойдет. Четыре пятых машин таксопарки приобретают в лизинг, срок которого обычно - до пяти лет. Намного больше половины этих машин приобретена до принятия закона о локализации. Их не потребуют списать в утиль в марте 2026 года. После истечения срока лизинга - да, уже придется обновлять автопарк в соответствии с новыми требованиями, что действительно может привести к повышению ставок аренды - и росту тарифов для пассажиров. Однако дождемся фактов. Пока рост тарифов в такси сопоставим с инфляцией. Этим летом средняя по стране поездка в такси подорожала на 8% год к году (при инфляции 8,14%). Она здорово скакнула в "богатой" Москве - на 26%, но в Петербурге, напротив, подешевела на 10%.

Некоторые эксперты пугают еще и тем, что закон о локализации нанесет причудливым образом удар по отечественному автопрому. Поскольку требующие замены автомобили (а речь идет, уточним, в основном пока о таксопарках) в массовом порядке поступят на рынок, собьют цены и снизят доход от продаж отечественным автопроизводителям. Это сильное преувеличение, помимо того, что на рынке нет очередей покупателей, жаждущих купить сильно потрепанную в такси машину. В прошлом году в России было продано 1 571 272 новых легковых авто. С учетом работающих в такси в количестве 791,4 тыс. легковых авто с действующим разрешением это не обрушит рынок. Машины будут выбывать не сразу. Число тех, у которых сроки лизинга подойдут к концу после 1 марта 2026 года, оценивается в менее 100 тыс.

Сейчас, по оценкам ассоциации "Национальный совет такси", только треть таксопарков используют российские машины (локализованные), остальные - западные и китайские бренды. Однако уже через пару-тройку лет количество локализованных моделей неизбежно увеличится. "Первичный список" Минпромторга также до марта 2026 года с большой вероятностью будет скорректирован с учетом итогов начавшейся дискуссии. В идеале его можно было бы для такси сделать идентичным списку машин, разрешенных к покупкам по госзаказу для чиновников. Там не 6 брендов и 22 модели, а 16 брендов и 55 моделей. Но это - вряд ли.