Минпромторг намерен бороться с потребительским экстремизмом
Минпромторг предложил меры борьбы с потребительским экстремизмом. Например, когда покупатели специально портят товар, а потом через суд требуют неустойку и компенсацию. «И схема работает, потому что штрафы огромные», — как пояснил Минпромторг. Он внес поправки в закон о защите прав потребителей, обратил внимание Shopper's.
Главная идея — уменьшить неустойку за нарушение сроков возврата денег или обмена товара с 1% в день до 0,1%. Сейчас же недобросовестные юристы и покупателям могут использовать ситуацию в свою пользу: штрафы могут достигать сотен процентов годовых, что зачастую значительно превышает стоимость самого товара.
Кроме того, покупатели будут обязаны указывать реквизиты для перечисления средств сразу в претензии или иске, а сроки рассмотрения рекламаций с экспертизой хотят увеличить. Если же клиент откажется передать товар на проверку качества, ответственность с продавца или поставщика снимается. Для техники и электроники могут ввести обязательное досудебное урегулирование, а ремонт сложных устройств продлится дольше нынешних 15 дней. Комментирует руководитель аудиторско-консалтинговой группы «АИП» Сергей Елин:
Сергей Елин руководитель аудиторско-консалтинговой группы «АИП» «Предложение выглядит логично, потому что издержки бизнеса от потребительского экстремизма не такие маленькие, как может показаться. К примеру, в розничной торговле продавцы обычно закладывают в свою финансовую модель от 1% до 2% на данные издержки, а в итоге эти издержки отражаются на конечном покупателе, закладываются в цену, это создает урон и самому бизнесу, и добросовестным потребителям. Минпромторг справедливо пытается внести поправки, которые смогут, хоть не полностью, устранить данную проблематику, улучшить баланс, который обеспечивает защиту потребителей, уменьшает лазейки для недобросовестных потребителей. Данные поправки направлены на наиболее часто встречающиеся проблемы в действиях недобросовестных потребителей, в частности, штрафные санкции за неудовлетворение требований потребителей очень высоки — 1% в день, по сути дела, 365% годовых. И потребители часто злоупотребляют этими высокими штрафными санкциями, где-то не указывая свои реквизиты для платежа, задерживая передачу товара на экспертизу и так далее. И Минпромторг предлагает устранить эти нарушения. Но обратная сторона заключается в том, что если все-таки потребитель обоснованно обращается, то в этом случае его компенсации будут носить меньший размер».
Руководитель Коллегии адвокатов города Москвы «Шериев и партнеры», почетный адвокат России Ахмед Шериев считает, что сейчас продается очень много некачественного товара, и арбитром в этих делах должен выступать орган, созданный при Роспотребнадзоре:
Ахмед Шериев руководитель Коллегии адвокатов города Москвы «Шериев и партнеры», почетный адвокат России «Те крупные продавцы, которые выступают в качестве лоббистов данного изменения, все нам известны. Видно, что у них большое количество товаров, часто некачественный товар поставляется на рынок. В любом случае по защите прав потребителей за некачественный товар отвечает продавец, и этот момент незыблемый, вопрос только в механизме возврата и истребования денежных средств. Вместо того, чтобы сократить процентную ставку, я предлагаю ввести жесткий механизм отслеживания таких претензий, какой-то срок, допустим, не 10 дней, а 20 дней, пусть он будет увеличен на обработку претензий. Во-вторых, обязательная передача на экспертизу. Если экспертиза подтвердит, что ущерб и ненадлежащее качество той или иной техники или товара возникло ввиду того, что было продано изначально именно продавцом, а не ввиду механических манипуляций покупателя, то в этом случае все решается досудебно, и процентная ставка считается с момента признания сторонами, либо тогда, когда это должно быть фактически признано. Такой момент должен быть указан в механизме, в законодательстве. Возможно, создать орган с участием Роспотребнадзора, который решает вопросы в мировом порядке. Процедура медиации с участием Роспотребнадзора могла решить эти вопросы. Там могли бы назначать с согласия сторон независимого эксперта, неангажированного со стороны потребителя, и по результатам этой экспертизы уже принимать решение: необходимо ли возвращать денежные средства за данные товары, либо это нужно выяснять путем уже судебной экспертизы».
Потребительский экстремизм особенно развился с распространением онлайн-торговли, поскольку в обычных магазинах покупатель имеет возможность протестировать товар, а продавец проконтролировать, что именно и в каком виде берет человек или возвращает. Говорит предприниматель, основатель бренда детской одежды Lucky Child Арон Тухватуллин:
Арон Тухватуллин предприниматель, основатель бренда детской одежды Lucky Child «Основная причина лежит в плоскости маркетплейса, потребительский экстремизм буйным цветом расцвел именно там, потому что продавец и покупатель находятся дистанционно, и вся коммуникация происходит в точках выдачи заказов. Это позволяет ряду недобросовестных покупателей подменивать товар, брендовые ботинки выкидываются, туда вкладываются какие-нибудь другие и прочее. Это предложение, в том числе что касается увеличения сроков, которые дают больше времени, тоже, на мой взгляд, эта причина лежит в плоскости дистанционной торговли. Если вы удаленно находитесь от покупателя, все манипуляции существенно увеличиваются во времени, то есть чтобы проверить, дать обратную связь покупателю и так далее. Мне кажется, что причина в этом. Плюс при подобном формате торговли логистика — вещь непростая, и какое-то количество продукции повреждается еще и в пути, и тоже вопрос открытый, на чьи плечи это ляжет, кто в конечном итоге окажется виноват в этой ситуации».
Shopper's приводит пример потребительского экстремизма: в Тольятти только от одного истца поступило более 400 исков, в основном к DNS и «Ситилинку», на общую сумму 43 млн рублей.