Советская классика под влиянием заокеанского стиля
Для начала пара слов о том, какие автомобили можно считать кастом-проектами и откуда пошла эту культура. В широком смысле кастомайзинг — это навеянное Америкой направление тюнинга старых автомобилей и мотоциклов, где вместо готовых решений применяются уникальные, сделанные в единичном экземпляре или небольшим тиражом. Но от этой парадигмы есть множество отступлений, примеры которых хорошо видны в этой галерее. Листайте, внимайте и добро пожаловать в комментарии для дискуссии, если с чем-то не совсем согласны! Изначально кастом-культура зародилась в начале 1950-х в США, где энтузиасты стали тюнинговать мотоциклы и строить на базе довоенных моделей автомобилей хот-роды для гонок по соляным озёрам. Поскольку тюнинг-индустрии тогда не существовало, все технические и стилистические решения приходилось изобретать и изготавливать для каждого проекта в индивидуальном порядке. Позже от хотроддинга отделилось направление лоурайдинга, чей девиз — low and slow. Это движение возникло в южных штатах на границе с Мексикой — латинские парни занижали огромные (на языке американцев — полноразмерные) купе и седаны и раскрашивали кузова в стиле традиционного племенного искусства — с языками пламени, черепами, анималистической графикой, украшали их стилизованными крыльями и перьями — словом, фактически татуировали машину по образу и подобию себя самих. Это творчество получило название пинстрайпинг. Техника рисунка тонкими линиями и узорами предполагает использование специальных кистей и особых эмалей. Сейчас аналогичного визуального эффекта иногда добиваются с помощью виниловой плёнки. Помимо придания автомобилю настроения и подчёркивания линий кузова пёстрый пинстрайп-рисунок помогает скрывать изъяны поверхностей. Потому что кастомайзинг — это про перфекционизм прежде всего в идеях, а не в исполнении. С точки зрения внешней аккуратности автомобили могут показаться неидеальными. Но часто так получается не из-за того, что не хватило ресурсов сделать всё безупречно, а потому что шло бы вразрез с выбранным образом. Внешняя небрежность придаёт необходимую гагнста-брутальность, поэтому многие задумки изначально предусматривают налёт старины, патину. А иногда кузов приходится даже специально состаривать — полностью или частично. Например, эта «двадцать первая» сделана в стиле «рэт лук», что предполагает живую агрегатную начинку под ржавым, мятым, облезлым кузовом. Но если оболочка выглядит ветхой, то внутри всё как правило крепко — кузов усиливают чтобы внешне «убитый» автомобиль мог нормально передвигаться без скорой перспективы развалиться на части прямо на дороге. Хорошо видно, что здесь как раз всё в порядке с двигателем и внешней навеской, а подкапотное пространство, в отличие от кузова, аккуратно выкрашено. Хром, крыша и колёса тоже сверкают – поэтому только самый несведущий глаз увидит в этом стилистически выдержанном проекте «ржавый ушат». А эта Волга может легко покоробить чувства ценителей классики. Ведь она окрашена во вполне аутентичный цвет и практически лишена доработок, помимо радикального занижения. Но даже если вам не близка эстетическая сторона проекта, то стоит отдать должное как минимум инженерной. Чтобы добиться такого «дропа», нужно основательно и с умом переработать подвеску. Кстати, хромированные детали — самые дорогие элементы 21-х Волг. Такое покрытие нельзя нанести, как краску из баллончика или краскопульта. Это электрохимический процесс, требующий дорогого промышленного оборудования. Поэтому хорошо сохранившиеся детали в большой цене, а качественно восстановленные обходятся в ещё более круглую сумму. Другой интересный ход — полная стилизация ГАЗ-21 под тюнингованные американские модели поздних сороковых. Если встретить этот автомобиль вне тусовки собратьев, то в нём скорее признаешь какой-нибудь Buick или Chevy, нежели родную Волгу. Идеально выдержанный стиль, причём относительно небольшими по кастом-меркам усилиями – если присмотреться, кузов отнюдь не перекроен от и до. Эффект превращения Волги в «тру-американца» достигнут точечными изменениями в нужных местах и «правильной» покраской. Но поистине народная платформа для переделок — ГАЗ-24. Из таких Волг делают купе и кабриолеты, рестомоды, масл-кары, дрифт-корчи, ностальгические кольцевые [«Дзинтары»](https://motor.ru/reports/volgatrip.htm). И, конечно же, лоурайдеры со сложными и дорогими подвесками с изменяемой высотой каждого колеса или хотя бы раздельно передней и задней оси. Для качественного шоу с «хопами» (прыжками) это должна быть не «пневма», а более сложная многоконтурная «гидравлика». Аппаратура обеспечения обычно прячется в багажнике и сама по себе выглядит как отдельный объект искусства! В этой машине два гидравлических электронасоса, каждый из которых питается своим аккумулятором. А здесь система более сложная — насосов уже 4 (аккумуляторов столько же) — по одному на каждое колесо, чтобы Волга могла исполнять самые сложные танцы, следуя командам владельца с дистанционного пульта. Кстати, за разглядыванием подвесочных модов даже не сразу замечаешь, что эту Волгу ещё и органично перепилили из седана в купе! Вообще, лоурайдер — это целый комплекс сложных инженерных решений с массой сделанных на заказ и «по месту» деталей — тяг, рычагов, амортизаторов, пневмо– и гидролиний. Особенно когда у тебя не Impala, для которой издавна существует серийный кастом-тюнинг (такой вот оксюморон). Кстати забавно, что слово Impala означает антилопу, и создатели дали автомобилю это имя, словно наперёд зная о его судьбе быть прыгучим! Первая гидравлика была изобретена чтобы избежать гонений со стороны полиции, когда в 50х низкую посадку запретили законодательно. Мимо полиции доработанные автомобили фланировали с обычной «посадкой», а на протяжении всего остального «круиза» привычно скребли рамами по асфальту. Если от машины не требуется способность прыгать, в наше время чаще используют более простую и доступную пневмоподвеску, хотя существуют и специальные «быстрые пневмы» для танцев. Посмотрите, с каким комфортом аппаратура расположилась в багажнике этой «Копейки»! Впрочем, к Жигулям мы ещё скоро вернёмся. Чуть менее радикальный способ продемонстрировать днище автомобиля, чем задирать в небеса углы кузова — положить под него зеркала. Этим приёмом часто пользуются на тюнинг-выставках вроде SEMA или Essen Motor Show, чтобы похвастаться каким-нибудь карбоновым карданом или титановым выхлопом. Но в данном случае зеркальная инсталляция призвана продемонстрировать маниакальность владельца, украсившего росписью даже днище автомобиля. А настоящий зеркальный креатив автор этого проекта лучше виден на следующей фотографии. Когда под капотом наведён такой стиль, невозможно не похвастаться им издалека! Лучше всего с этой функцией справляются зеркала, создающие ещё и иллюзию дополнительного объёма. Причём в данном случае вау-эффект достигнут относительно малыми средствами, так как упор сделан на яркую покраску, а вот с трудоёмким шейвингом владелец предпочёл не связываться. Здесь подход прямо противоположный: подкапотка в стиле «рэт», зато на двигателе — ничего лишнего. Впрочем, поэтому и запустить его в таком виде вряд ли не удастся. Но дальше ещё будут несколько примеров блестящего шейвинга с сохранением функциональности. А арт-объект из ГАЗ-53 представляет собой скорее металлическую скульптуру, абсолютизирующую панковскую эстетику сварки. Но сделано всё с чувством стиля: сильное занижение, обтекаемые формы фургона, ярко выраженные крылья-фендеры, колёса с «полками» и «стретчем» (натягом домиком) резины. Несмотря на милый облик, этот «ГАЗик» можно было бы снять в российской версии хоррора «Джиперс-Криперс» — в кузове, где царит атмосфера максимальной суровости, можно разместить много пленников-жертв. А пока автомобильчик особенно радует детей, которым разрешено посидеть внутри уютной кабины с пёстрыми половичками в ногах — соответствующее приглашение написано маркером прямо на двери снаружи. Кстати, об интерьерах. Салоны отечественных кастомов в равной степени украшены как американскими меховыми кубиками и прочими латинско-лоурайдерскими аксессуарами, так и советскими «розочками» на рычаг, оплётками руля и накидками на сиденье. Причём пёстрые «коврики» на креслах — это наследие не только СССР. Такой материал использовали для украшения и защиты сидений и в Америке — вот, например, Plymouth Valiant 1961 года, который я встретил на сходке американской классики в штате Теннесси. В этой Волге помимо белого мехового потолка восторг вызывает масштабная копия советской хрустальной люстры вместо стандартного светильника — очень оригинально и ностальгически получилось. Ещё один субкультурный атрибут, который наши подсмотрели у американских лоурайдеров — клубный «плак» (от слова plaque — табличка). Они делаются затейливыми шрифтами из металла и дерева и отражают принадлежность владельца к конкретной тусовке внутри кастом-сообщества. Владельцы таких машин — люди ироничные, поэтому иногда таблички с названием сообщества на задней полке выглядят вот так. Минимальный вариант — наклейка. По аналогии со знаменитым газовским сообществом «Бояре» владельцы «стильных Жигулей» нарекли свою тусовку «Государе». И «номера» как раз царственные. Ещё один ключевой аспект облика русских лоурайдеров — колёса. Глобальных вариантов здесь всего два, и первый уже перед вами. Общее название для таких «спицованных» колёс — wire wheels (на русском сленге — «ваера»), и они являются решением «по умолчанию» для проектов в стиле лоурайдинга. Такие колёса производит множество компаний, а разные модели отличаются между собой частотой спиц, шириной полки и оформлением центральной гайки. Белые полоски на шинах — «уайтуоллы» — всем известный ретро-стандарт. История такова: в стародавние времена в резиновую смесь добавляли улучшающий износостойкость оксид цинка, который придавал шине светлый оттенок. Потом ещё улучшили шину добавлением сажи, но только в протектор, поэтому боковины оставались белыми. А когда технологии позволили делать полностью чёрные шины, белые боковины уже были стандартом внешности, поэтому полосу просто наносили краской. Второй вариант колёс — так называемые «крагары». Это диски пятиспицевого дизайна SS, широко распространённого на классических масл-карах. Именно их подразумевают под словом «крагар», хотя фирма Cragar Wheels производит и диски других дизайнов, в том числе спицованных по лицензии других брендов, а также пижонские ступичные колпачки (кэпы) для любых «ваеров». Как и с любыми другими культовыми дизайнами, под «крагары» существует масса стилизаций и вариаций. Кстати, заметили, как здорово такие колёса подходят Москвичу? Серьёзных проектов на платформе 408/412 меньше, чем на газовской или жигулёвской (даже в относительных цифрах, с учётом распространённости той или иной модели), но этот экземпляр доказывает наличие неплохого кастом-потенциала у Москвичей. Особенно если правильно выбрать донора — здесь, например, «американистости» и «веса» придаёт четырёхфарная оптика и обилие хрома. Такую модификацию часто называют экспортной. В данном случае на кузов импортировали двухцветный окрас с раскрашенной пинстрайпом крышей, сделали посадку по-американски и поставили «трушные» диски. Завершают образ компактного лоурайдера аккуратные штрихи вроде хромированных шипов на номере и неприметных наклеек, значение которых широкой публике неизвестно. А вот теперь, глядя через капот второго из двух Москвичей фестиваля на ряды Жигулей, перейдём к последним. Ведь это самый доступный у нас, а поэтому и распространённый вариант для самовыражения в стиле «кастом». Но с одной важной поправкой: на полноценный лоурайдер в американском стиле ВАЗовская классика не тянет как минимум из-за габаритов. И во-вторую очередь, из-за европейского дизайна. Поэтому и мода тут немного иная — разворачиваемся на восток! Дело в том, что к внешности Жигулей хорошо подходят японские решения в тюнинге. (Хотя, справедливости ради, японцы сами научились занижать свои «шакотаны» у всё тех же американцев). В первую очередь, японское влияние выражается в подборе колёсных дисков — вот тут, например, установлены культовые Work Equip 05, которые чаще всего устанавливают на свои машины владельцы JDM-спорткаров 80-х и 90-х. А вот стикеры на боковых стёклах, багажник на крыше и решётки для сдерживания домашних животных при открытых окнах в сочетании со сверхнизкой посадкой — это уже признаки направления resto cal. Ведь ВАЗ-2101 — одна из немногих платформ на весь мир, подходящая под подобную кастомизацию. Движение тюнеров resto cal появилось в 1960-х в Калифорнии, когда владельцы сверхпопулярных там фольксвагеновских Жуков стали подражать обладателям хот-родов, делая аналогичные доработки. А теперь смотрите: популярная в шестидесятых европейская компактная модель, которая очень хочет выглядеть по-американски. Переносим аналогию на нашу «копейку» (она же — Fiat 124) — сложился паззл? Вот почему родные Жигули так здорово подходят для кастомайзинга! Чуть поодаль — парочка ВАЗов в настоящей лоурайдерской окраске, а один из них даже с цепным рулём из арсенала этой же субкультуры. Рассмотреть пару этих роскошных «копеек» ещё раз, но под новым углом, можно вернувшись на десяток слайдов назад. А крутой «каблучок» (справа) — на один слайд вперёд. Владелец превратил пикап Иж-2715 в шедевральный заниженный «ют» (ute — это легковые пикапы вроде американских Chevy El Camino и Ford Ranchero, хотя сам термин считается австралийским), который сочетает стилистические решения сразу из нескольких эпох и течений — чуть позже рассмотрим этот интересный Москвич в деталях. Следующий экземпляр — пример идеального «клин-лука». Это когда подход к работе с деталями и поверхностями выходит за рамки кастомайзерской небрежности и фривольности. Строгая покраска безупречного качества, свежая полировка кузова и всего хрома, радикальное, но аккуратное занижение, отсутствие лишних аксессуаров и украшательств — всё это, собранное воедино в гармоничном кузове ВАЗовского универсала, заставляет надолго задержать на себе взгляд. Блюдца колёсных дисков — снова японские, это общепризнанная любителями JDM-классики модель SSR MK1. Колёса выглядят круто благодаря полировке «в зеркало» и низкопрофильным шинам с натягом «домиком», а также размещению глубоко в арке благодаря пневмоподвеске. Чтобы всё выглядело столь аккуратно и с минимальными зазорами, автор этой затеи провёл немало часов за расчётами, перебором деталей, примерками и экспериментами — иначе в подобных проектах просто не бывает. От маниакального перфекционизма владельца буквально режет глаза, если заглянуть под капот. Шейвинг, хромирование, полировка и инженерные апгрейды вроде двух горизонтальных карбюраторов с индивидуальными «дудками» впуска не могут вызвать ничего, кроме восторга у любого, кто отличает действительно крутой тюнинг от просто хорошего. Но это совсем не означает, что такой подход — единственно заслуживающий уважения. Не менее важен общий стиль кастом-проекта. Совершенно не факт, что если бы владелец этого «каблучка» (его кузов есть на фото несколько слайдов назад) сделал всё в хроме и без патины, проект бы от этого выиграл. Порыжевший коллектор и окислившийся бачок радиатора намекают на возраст агрегата, а идеальная чистота (во всех смыслах) в отсеке — на его состояние. Но на этом интересные детали пикапа не заканчиваются. Например, колёса выглядят вроде бы обычно, но внимательный взгляд увидит экзотическое сочетание составного довольно современного диска и колпака, предназначенного для штамповки. Другой органичный мод — зеркала-пули на крыле (они же — talbot mirrors, по названию оригинального производителя), которые использовались на гоночных и спортивных машинах Японии, Америки и Европы примерно начиная с экватора прошлого века. Наконец, длинная двустволка глушителя позаимствована из JDM-культуры и называется «шотган». Зачастую подбор и поиск аксессуаров и артефактов требует не меньше усилий, чем доработка непосредственно автомобиля. Старые потёртые чемоданы — такой же непременный атрибут «ресто-кэл», как обширные меха — аксессуар советского человека, желающего показать свой достаток. Внимание на фары этой копейки — козырьки-реснички на оптике типичны для лоурайдерского движения и особенно прижились на «Жуках» в стиле resto cal — всё потому, что придают автомобилю немного опьянённый, расслабленный вид. Ещё один вариант украшения фар машин в стиле low and slow — накладки, как на этой Волге. Визуальный посыл тот же самый. Но вернёмся к интересным Жигулям горчичного оттенка. Этот проект — гораздо больше кастом (в широком смысле этого слова), чем многие другие из этой подборки. Потому что владелец машины решил не придерживаться стилистики какого-то одного тюнинг-течения и замиксовал сразу несколько. Колёса — что-то стенсерско-современное, внешний декор и мягкая крыша (рэгтоп) в стиле ресто, под капотом спортивные доработки впуска и выпуска. И если стилистика может вызвать вопросы, то к качеству и скурпулёзности таковых нет. Борьба концепций продолжается и в интерьере: обивки перешиты в универсальный «ромбик», руль — по умолчанию подходящая почти любой старой машине классика а ля Nardi Torino. На мой взгляд, этому безусловно круто сделанному автомобилю не достаёт цельности идеи. Но кастом на то и кастом, что отражает индивидуальность владельца, а не чьё-то понимания добра и зла. В погоне каждого кастомайзера за каноничностью очень важно не потерять индивидуальность и не убить в себе творческую фантазию. Ведь именно благодаря желанию выделиться и сделать что-то новое и особенное появляются выдающиеся проекты и целые новые ответвления в сфере тюнинга техники. Кастом-культура пластична, и чётких рамок у неё не существует. Есть лишь истоки (США) и бунтарский дух самовыражения. Но протест это мирный — против скуки, уныния и однообразия. Во второй части отчёта с «Кастом Уикенда» покажу иностранную технику — там тоже найдётся, что обсудить! Полный сюр: фрегат посреди подмосковного поля, Волга-лоурайдер, Москвичи на средневековых улицах и Жигули по-японски на тусовке по-американски. Всё это — одно и то же событие, фестиваль Custom Weekend, собравший в последние выходные лета самые яркие мото- и автомобильные кастом-проекты на фантасмагорической площадке под открытым небом. Мы побывали там и решили, что фотографии автомобилей-участников — отличный повод, чтобы познакомить вас с ключевыми понятиями и канонами кастом-культуры. В первой части — техника из СССР, творчески переработанная под влиянием тлетворного Запада и тонкого Востока.