о новом политическом пейзаже после местных выборов на Украине
«У украинского народа была лишь возможность сказать своему «слуге» фи в ходе местных выборов. Эта возможность и была использована по полной программе. Владимир Зеленский больше не является любимцем избирателей и «золотым мальчиком» украинской политики. Президент Украины сделал первые шаги на пути своего превращения в политического лилипута — политика, у которого нет реальных шансов остаться в кресле главы государства на второй срок».
Партия Владимира Зеленского «Слуга народа» ещё не достигла той точки, за которой следует быстрое и безжалостное увольнение, но подобная перспектива перед ней уже явственно замаячила. 2019 год стал для Зеленского временем выборных триумфов. 2020 год превратился для него во время, когда ему следует начинать привыкать к получению болезненных щелчков по носу от электората. Разумеется, привыкать к чему-то подобному не хочется ни одному политику. Но, как говорится, надо, Федя, надо! Не очень радостные для партии президента результаты только что прошедших на Украине местных выборов — первая ласточка грядущих проблем Зеленского с избирателями. За этой ласточкой непременно последуют и другие, ещё менее приятные для главы украинского государства «птицы».
В 1993 году в Канаде прошли парламентские выборы. Накануне этих выборов правящая Прогрессивно-консервативная партия страны имела в палате общин абсолютное большинство, обладая 156 мандатами. А вот по итогам похода граждан Канады на избирательные участки от этого большинства осталось лишь одно воспоминание в виде двух (да-да, я не ошибся, именно двух депутатских кресел). Если оценивать результат партии Зеленского на местных выборах через призму того несчастья, которое постигло партию премьер-министра Канады Ким Кэмпбелл, то можно прийти к выводу: у президента Украины ещё не всё так плохо, его «политический стакан» не наполовину пуст, а наполовину полон.
Но вот правильно ли в данном случае использовать именно эту призму? Если не считать небольшого перерыва в 1983—1984 годах, то канадские консерваторы и прогрессисты находились у власти аж с 1979 года. Это достаточно долгий срок для того, чтобы успеть надоесть избирателям. Процесс потери партией Зеленского доминирующего положения в украинской политике оказался гораздо более стремительным. Год с небольшим — вот такой «долгий срок» отделяет выборные удачи карманной политической силы главы украинского государства от её выборных неудач.
Почему всё произошло так быстро? Вот моя версия. Представьте себе, что вы богатый человек и только что наняли слугу. Этот слуга осыпает вас комплиментами с утра до вечера, но при этом совершенно не выполняет свои прямые служебные обязанности. Дом не убран. Обед не приготовлен. Корова не доена. Сено не кошено. В стойле у лошади нет овса. Долго ли вы будете терпеть у себя такого «работника»? Долго ли его клятвы в вечной преданности будут достаточной компенсацией того, что время идёт, а работа не делается?
Отдельные индивидуумы, которые «любят ушами», возможно, потерпят недельку-другую. Но большинство из нас уволит такого слугу буквально на следующий день.
У украинского народа нет сейчас возможности поступить так же с партией «Слуга народа». Владимир Зеленский, по сути, только начал отбывать свой президентский срок. Верховная рада, в которой доминирует «Слуга народа», тоже только начала свою работу. У украинского народа была лишь возможность сказать своему «слуге» фи в ходе местных выборов. Эта возможность и была использована по полной программе. Владимир Зеленский больше не является любимцем избирателей и «золотым мальчиком» украинской политики. Президент Украины сделал первые шаги на пути своего превращения в политического лилипута — политика, у которого нет реальных шансов остаться в кресле главы государства на второй срок.
Не является ли подобная оценка слишком жёсткой? Может быть, я отношусь к Владимиру Зеленскому слишком предвзято? Задав самому себе подобные вопросы, я сделал достаточно долгий перерыв в написании этого текста. Хорошенько поразмыслив во время этого перерыва, я пришёл к следующему выводу: да, в моём отношении к Зеленскому однозначно присутствует элемент предвзятости. Но как к данному политику можно относиться по-другому, если он страдает от хронической неспособности выполнить свои предвыборные обещания?
Особенность политического стиля нынешнего украинского президента — его постоянные попытки «подменить хлеб зрелищами». В реальной жизни украинского государства ничего к лучшему не меняется. Страна по-прежнему скользит по наклонной плоскости. Но зато президент записывает очень прикольное и креативное поздравление граждан страны с Новым годом. Бесцветный кабинет министров под руководством Алексея Гончарука, едва приступив к работе, заменяется не менее бесцветным правительством под началом Дениса Шмыгаля. Но зато президент будоражит украинцев крайне животрепещущим вопросом, не следует ли стране легализовать использование марихуаны в медицинских целях.
То, как 450 депутатов Верховной рады трудятся сейчас во благо страны, не слишком вдохновляет украинцев. Поэтому с подачи Зеленского им подкидывается «верный способ» решения этой проблемы: количество народных избранников надо сократить на 150 человек. Как такое сокращение повысит качество работы парламента, остаётся за кадром. Но ведь Зеленскому только этого и надо! Ему надо, чтобы избиратели оживлённо обсуждали «обманки», а все реальные вопросы оставались за кадром. Такой политический курс может являться эффективным только в течение очень ограниченного отрезка времени. Как показывают итоги местных выборов на Украине, обратный отсчёт для Зеленского уже пошёл.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.