«Вопиющая несправедливость по отношению к местному бизнесу». В Бурятии прокуратура проверит жалобы предпринимателей из-за локдауна
Бурятские предприниматели сами в прокуратуру не обращались. Они лишь написали обращение к губернатору региона. А потом вышли на стихийный митинг к одному из торговых центров в Улан-Удэ. На что и обратило внимание надзорное ведомство и начало проверку.
Людей было немного, всего несколько десятков человек. Но это не обыватели. Это бизнесмены, которые обычно на улицы не выходят. 17 ноября власти республики ввели двухнедельный локдаун. Причем предупредили они о нем всего за два дня. Да и те были выходными. В субботу объявили — в понедельник ввели.
Но оказалось, что работать запретили не всем. Например, федеральные сети одежды (Ostin, «Твое» и так далее) как работали, так и работают. А местных закрыли. И вот, что люди говорили на митинге.
«В федеральных сетях люди не заражаются что ли? Это же вообще абсурд. Мы все просто не довольны вопиющей несправедливостью по отношению к местному бизнесу. Пусть мы мелкие, пусть мы платим небольшие налоги, но у нас у всех семьи, и люди некоторые вот только этим и живут».
***
«На две недели закрыть нужно всех, а не так: второсортных закрыть людей, а федералам дать работать. Мы сегодня выступаем против этого. Чтобы мы не были второсортными людьми».
Если проложить, то первосортными оказались сети, которые входят в список системообразующих предприятий с выручкой не менее 15 млрд рублей. На кадрах с митинга, которые показал телеграм-канал Mash, хорошо видно, как посетители заходят в торговые центры. Правда, по местному закону ТЦ сейчас работать не должны. Но ведь там магазины федеральных сетей, поэтому и двери торговых центров открыты, и людей там немало. Вот что говорит представитель магазина одежды в Улан-Удэ.
— Федеральные сети работают, продолжают в том же режиме. Закрыли только местных.
— То есть как: в одном торговом центре один магазин закрыли, а другой — нет?
— Да. Ничего им не дадут, помощи никакой не обещали. А арендную плату за помещение никто не отменял.
«У меня закрыли магазин косметики в торговом центре, — рассказывает бурятская предпринимательница Ритта Котлыкова. — А в 50 метрах от меня Л’Этуаль, и он работает». Но и это еще не все. В законе о локдауне сказано, что закрываются салоны красоты. Но нет ни слова про парикмахерские. И в понедельник жители обнаружили, что заведения с вывеской «парикмахерская» работают, а заведения с вывеской «салон красоты» — нет. Власти все объяснили. В салонах красоты не только стригут, но и оказывают другие услуги. Их оказывать нельзя, а стричь можно. Определять, кому что можно и что нельзя, следует по вывеске, пересказывает реакцию бурятских чиновников Ритта Котлыкова.
Ритта Котлыкова предприниматель «Когда пойдут мобильные группы проверять, то если будет написано на вывеске «парикмахерская», то таким можно работать, а если написано «салон красоты», тогда никто не должен работать. Сейчас уже появились мемы, что все салоны красоты теперь переименовываются в парикмахерские».
Официальный Улан-Удэ объяснился и по поводу работы системообразующих предприятий во время локдауна. Сослались на указ президента, согласно которому работа таких организаций согласуется с правительством. Но власти Бурятии свое решение принимали самостоятельно, ни с кем не согласовывали, поэтому и не запретили работать федералам.
Правда, указ президента, о котором, судя по всему, идет речь, касается весны, когда во всей стране ввели нерабочие дни. И, кстати, тогда не работали все, вне зависимости от крупности и объема выручки. Понять, какое отношение действия бурятских властей имеют к борьбе с коронавирусом, сложно. Если ТЦ открыт для посетителей в принципе, то чем поможет то, что несколько магазинов в них закрыто? Тем более что магазины федеральных сетей в ТЦ обычно доминируют. Но зато Бурятия показала пример всей стране: по каким принципам будут вводить региональные локдауны. Их, впрочем, описал еще Джордж Оруэлл: «Все равны, но некоторые более равны, чем другие».