Войти в почту

Власти уже много лет заявляют об ужесточении требований к организаторам пассажирских перевозок, но трагедий на дорогах меньше не становится.

Опасный рейс
© Мир новостей

Первое сообщение об аварии под Рязанью поступило рано утром 25 декабря. Официальная сводка полиции сухо сообщала, что на трассе перевернулся пассажирский автобус, ехавший из Москвы в Волгоград. Говорилось о четырех погибших и 13 раненых пассажирах.

Что происходило в салоне в ту ночь, стало понятно уже через сутки. В Сети появилась запись видеорегистратора с разбившегося автобуса. Время - 03.37. На кадрах видно, как автобус разъезжается со встречной автомашиной, затем начинает медленно смещаться на встречную обочину, врезается в отбойник и переворачивается.

Эксперты, внимательно изучившие видео, заявили, что никаких посторонних звуков, которые могли бы говорить о технической неисправности машины, нет. Сразу после того, как автобус скатился в кювет, раздаются отчаянные крики пассажиров.

«ГДЕ МОЙ СЫН?»

Первая версия следствия - в трагедии виноват водитель, вероятно, уснувший за рулем. Руководители транспортной компании, которой принадлежал автобус, немедленно бросились искать других виновных. По их словам, ночью трасса была покрыта льдом.

«По этой же трассе ехали наши водители с интервалом в 30 минут. Дорога была не чищена, ветер сильный, боковой. Автобусы сдувало, а дорога была буквально как стекло. Со слов наших водителей, на место аварии оперативно прибыли представители администрации, которые и подтвердили, что магистраль действительно не убрана. Минут через 10 на место приехали дорожники. При движении по такой трассе водитель даже не захочет спать, потому что не до этого будет», - утверждают перевозчики. Впрочем, спросить с водителя уже не получится - он погиб. Среди пострадавших - 10-летний мальчик, которому оторвало обе ноги и руку.

А незадолго до этого, 27 сентября, в районе поселка Круглово Калининградской области столкнулись рейсовый автобус и грузовик-песковоз. В результате шесть человек погибли, еще восемь госпитализированы.

«Один мужичок остался сидеть внутри, ноги у него были зажаты. На обочине сидела пара, их сын мертвый лежал в автобусе. Мужчине перевязали голову, она была разбита, сам весь в крови. И женщина шепотом (чтобы муж не слышал) просила не говорить, что сын уже мертв. А отец сидел и кричал: «Где мой сын, где мой сын?», - вспоминает очевидец Владимир Жданко.

Перевозчик и в этом случае попытался объяснить причины аварии стечением обстоятельств. «Я не раз сам видел, как расходятся автобусы и грузовики, особенно контейнеровозы, самосвалы. Между ними интервал 10-20 сантиметров. Руль качнулся, и все. Скорее всего, это и произошло», - рассказал журналистам глава компании Владимир Гренц.

Каждый год число аварий с участием автобусов стремительно увеличивается. Смотрим статистику: в 2016 году прирост по этому показателю составил 6%, в 2017 году ДТП стало больше на 5,9%, в 2018 году еще плюс 3,7%. 2019-й оказался рекордным - кривая выросла еще на 12%.

Вице-президент Группы ГАЗ Елена Матвеева:

«В России больше половины автобусного парка составляет старая техника, и с каждым годом парк продолжает стремительно стареть. При этом законодательных ограничений по возрасту эксплуатации автобусов до сих пор нет. По ее словам, риски отказа тормозной системы и других элементов безопасности у старой техники очень высоки, при этом запас прочности конструкции старых автобусов снижается в 1,5-2,5 раза, что увеличивает риск внезапного выхода из строя узлов и агрегатов машины.

БОРЬБА ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ БЕЗ НАЧАЛА И КОНЦА

За качество пассажирских перевозок правительство боролось самыми разными методами, но результата как не было, так и нет. В 2011 году было принято решение отменить лицензирование этого вида бизнеса - чиновники сочли, что излишние административные барьеры только повредят развитию пассажирского транспорта. В результате на дорогах начался полный беспредел. Людей возили на старых сгнивших автобусах, к водителям не предъявлялось никаких требований.

«На рынок приходят новые перевозчики, которые порой не имеют ни надлежащей профессиональной подготовки, ни финансовых возможностей нести бремя обязательных расходов, которые связаны с обеспечением содержания парка и с безопасностью дорожного движения», - жаловался министр транспорта Максим Соколов.

В итоге владельцам автобусов гайки все-таки закрутили. Новые требования коснулись режима труда и отдыха водителей, медицинского осмотра, прохождения техосмотра, максимального количества штрафов, наличия ремней безопасности.

Но и в этом случае результат оказался неубедительный. «Это было только для психологического успокоения общественности, не более того. Если в маленьком городе есть только один перевозчик, то он так или иначе получит лицензию», - считает директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин.

Способов обойти законодательство множество. Например, штрафы для транспортных компаний могут достигать 300 тыс. рублей, а для частников - до 5 тыс. рублей. Поэтому фирмы регистрируются как индивидуальные предприниматели. Бизнес этот приносит огромную прибыль. «Всего один микроавтобус, ездящий по маршруту со средним наплывом клиентов, может превысить по доходности среднюю российскую зарплату до пяти раз», - говорит авто­эксперт Михаил Козлов.

«У нас нет инспекторов на дорогах - их заменяют камерами. А техника не может зафиксировать состояние транспорта и водителя. Пока мы будем ездить на хламе, у нас сохранится такая статистика. Автобусы покупаются даже не в Германии, а в Египте, Армении и других странах» - это мнение председателя правления Союза автошкол России Александра Ачкасова.

Директор Объединения автопассажирских перевозчиков Татьяна Ракулова рассказала журналистам еще об одной проблеме. «Сейчас при помощи ГЛОНАСС перевозчик может контролировать соблюдение скоростного режима, но не отследит манеру вождения. Водитель до этого, скорее всего, уже попадал в ряд незначительных ДТП. Перевозчик может предъявить претензии водителю, заставить его возместить ущерб, но тот уволится и пойдет работать в другую компанию. Отследить прошлое водителей практически невозможно. Даже штрафы, как правило, приходят на перевозчика, а не на конкретного человека», - заявляет Ракулова.

Кстати, машины компании, чей автобус разбился под Рязанью, умудрились два раза за последний год попасть в крупные аварии. В конце прошлого января автобус Москва - Волжский чудом ушел от столкновения с автомобилем и съехал на обочину. В салоне находились 43 человека, никто не пострадал. А в марте машина этой же фирмы стала фигурантом смертельного ДТП в Тамбовской области. Тогда на трассе столкнулись и перевернулись два автобуса. Три человека погибли, еще 15 госпитализированы в местные больницы. Вряд ли хоть кто-то мог назвать такие перевозки безопасными, но компания продолжала работать. Последуют ли хоть какие-то санкции после трагедии под Рязанью, чиновники пока не комментируют. Вполне возможно, что и после этого страшного ЧП пассажирам продолжат продавать билеты на заведомо опасные рейсы.

Наталья Пуртова.

Фото: Мобильный репортер/

агентство «Москва»