Войти в почту

«Ивана Грозного» вернут в Третьяковку в бронированном коробе

Поврежденную вандалом картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» могут вернуть в Третьяковскую галерею уже к концу года. Но уже в бронированном коробе и с антибликовым стеклом. Об этом сообщила генеральный директор музея Зельфира Трегулова, сообщает «Интерфакс».

«Ивана Грозного» вернут в Третьяковку в бронированном коробе
© BFM.RU

По ее словам, к возвращению картины в зал на Лаврушинском переулке будет воссоздана прежняя экспозиция. Сейчас холст планируют очистить «от множества слоев потемневшего лака и приступить к повторному дублированию». Делается все, чтобы вернуть картине ее изначальное состояние и остановить те угрожающие процессы, которые происходили», — отметила Трегулова. То, что теперь картина будет выставляться в коробе, серьезно изменит ее восприятие — будет похоже на то, что произошло с Джокондой, считает искусствовед Андрей Ерофеев

Андрей Ерофеев искусствовед «Такая ситуация с «Моной Лизой» — этот короб, конечно, совершенно не позволяет рассмотреть работу, подойти к ней близко, он закрывает ее, меняет краски, и, в общем, превращает ее в нечто очень близкое иконе или раке со святым. С другой стороны, совершенно очевидно, что взаимоотношения общества, отдельных представителей общества и искусства поменялись. Есть целый ряд людей, и в нашем обществе в том числе, которые хотят сводить какие-то политические счеты со своими противниками, вандализируя искусство. Поэтому произведения начинают укрывать. Это мало на что повлияет, потому что укрывай, не укрывай, если человек хочет уничтожить, разбить, он все равно это сделает. Картина сделана не для того, чтобы ее закрывали, она сделана как окно в мир. Если мы начнем закрывать, мы будем знать, что она там есть где-то, в глубине, но мы видеть ее будем очень плохо, так что здесь только теперь как с «Моной Лизой» — надежда на хорошие репродукции».

25 мая 2018 года картину серьезно повредил приехавший из Воронежской области посетитель галереи Игорь Подпорин. Металлическим ограждением он разбил стекло, прорвал холст в трех местах и сломал авторскую раму. Потом сказал, что возмутился содержанием картины, «потому что в картине все ложь». Два года назад Замоскворецкий суд приговорил Подпорина к 2,5 годам колонии общего режима.

Это не первый акт вандализма по отношению к этой работе Репина. В январе 1913 года полотно трижды ударил ножом 29-летний иконописец, старообрядец, сын крупного мебельного фабриканта Абрам Балашов. В реставрации полотна тогда участвовал сам Репин и попечитель Третьяковской галереи Игорь Грабарь. С 1927 года картина выставлялась под стеклом.