Вернут ли заключенных на БАМ?
Несколько СМИ написали о том, что правительство обсуждает возможность привлечения лиц, отбывающих наказание, к строительству железных дорог. Причина — острая нехватка рабочей силы.
ФСИН даже предложила смягчать наказание для заключенных за работу на Байкало-Амурской магистрали. Это перспективная идея, но в теории, говорят опрошенные Business FM эксперты. При этом далеко не все верят в реальность ее воплощения в жизнь.
Звучит красиво: заключенный может отработать срок на стройке и получить больше шансов на выход по условно-досрочному освобождению в качестве альтернативы отбыванию наказания в колонии. Но гарантий нет, есть только шансы. Работа — это поощрение. Чем больше поощрений, тем лучше характеристика. Но вопрос не только в сроках. Это и шанс заработать. Если такая схема действительно будет предложена, на БАМ выстроятся очереди из заключенных, говорит член общественной наблюдательной комиссии Москвы Ева Меркачева:
Ева Меркачева зампредседателя Общественной наблюдательной комиссии Москвы «Говорят, что будет высокая оплата. Сейчас сложно называть точные цифры, но это должно быть не меньше 20-30 тысяч рублей. Я сделала опрос среди людей, которые недавно освободились. Я спрашивала у них о готовности поехать на БАМ. Они сказали, что это хорошая идея, потому что после освобождения у них не оказалось денег. Первое время они были вынуждены просить средства у близких, родных и друзей для аренды жилья и трудоустройства. Работа на БАМе позволила бы накопить денег. Например, если платят по 20 тысяч рублей, то это больше 200 тысяч рублей за год. Люди смогут использовать накопленные деньги, чтобы начать новую жизнь после освобождения».
Не все пройдут конкурс. На стройке нужны квалифицированные кадры, а именно бульдозеристы, инженеры и другие. Заключенные с соответствующими навыками получат приоритет. Хотя на БАМе всем найдется работа, говорит президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин.
Павел Иванкин президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта «На БАМе проводят работы на верхнем строении пути, на путевых машинных станциях, где требуется разборка и сборка рельсошпальной решетки. На объекте необходим физический труд. Каждый человек сможет присоединиться к подготовительным работам. Я бы сказал, что это будет вменяемый труд. На стройке для заключенных создадут условия, соответствующие Трудовому кодексу, не допустят нарушения прав. Все работы находятся в рамках действующего законодательства».
Предполагается, что для заключенных без квалификации, специального образования и навыков при трудовых колониях могут создать учебные центры. В результате человек, преступивший однажды закон, сможет выйти из мест лишения свободы со специальностью и опытом работы. Звучит прекрасно, но этого не будет, уверен бывший координатор благотворительного фонда «Русь сидящая» Алексей Федяров. Свою позицию он объясняет тем, что такие колонии сначала нужно построить:
Алексей Федяров бывший координатор благотворительного фонда «Русь сидящая» «Это режимные объекты с охраной, со своими столовыми, сигнализациями, периметром, администрацией, ШИЗО, бараками. Место проведения работ будет мобильным, так как это дорога. Строят и смещаются. Потребуются колоссальные бюджетные траты, чтобы создать транспортную доступность. Я думаю, что когда в Минфине посмотрят на сметы, предоставленные ФСИН и РЖД, то Антон Силуанов посоветует брать на работу мигрантов из Средней Азии».
С этим как раз в стране больше проблемы. Из-за нехватки мигрантов к строительству того же БАМа уже привлекают железнодорожные войска. Уже в 2021 году 3 тысячи военнослужащих должны приступить к работам.