Волгоградка освоила мужскую профессию и села за руль большегруза
Анастасия – одна из тридцати женщин России, решившихся стать дальнобойщицами. Говорит, что это была ее профессиональная мечта, сражаться за которую пришлось несколько лет, – отголоски еще советского запрета на определенные виды работ для женщин. Сейчас география нашей дальнобойщицы – от Дагестана до сибирской тайги. Уроженка нашей области, Анастасия сейчас живет в Питере. Хотя как живет – ее жизнь на трассе, она все время в дороге за рулем своего «железного коня». Но часто бывает и в Волгограде.
Коня на ходу остановит
Насте 34 года, она из семьи военного. К дорогам она привыкла: все детство переезжала с родителями из одного города в другой. Сразу после школы девушка решила идти работать.
– Я в супермаркете сидела на кассе – тоска! Потом еще несколько мест работы сменила, – рассказывает Анастасия. – А потом сдала на права категории «С» и устроилась водителем-экспедитором. С тех пор моя жизнь – это дорога.
Упрямой была с детства: если чего‑то захочет, добьется обязательно. Водить автомобиль стала в 24 года, но всегда мечтала сесть за руль большой машины, ну очень большой.
Чтобы реализовать мечту, Настя с другими активистками стала добиваться разрешения работать дальнобойщицей.
– Еще аж в 1974 году в Советском Союзе законодательно был утвержден список запрещенных для женщин профессий, который действовал до недавнего времени, – объясняет девушка. – Этот запрет был обоснован необходимостью защиты женского здоровья. Государства, принявшего тот закон, уже нет, а некоторые работодатели продолжают ссылаться на него!
Но Настя, она же упорная: вместе со своими соратницами, подключив правозащитников, добилась исключения из «запретного» списка профессии «дальнобойщик».
И теперь девушки занимаются любимым делом, ни в чем не уступая мужчинам. И даже превосходя их.
«Мой автомобиль – это моя крепость»
Заснеженные сибирские трассы, пески Калмыкии, разливы Волги – всю Россию подарила ей дорога.
Живописные рассветы и закаты до сих пор вызывают у романтичной дальнобойщицы почти детский восторг.
– В любое время года, если есть возможность, я останавливаюсь на трассе, любуюсь природой и фотографирую, фотографирую эту необыкновенную красоту, – рассказывает Анастасия. – Потом дома эти снимки развешиваю на стенах. Путь в южные города у меня часто проходит через Волгоград, и в него я просто влюбилась!
За свою бытность дальнобойщицей Настя сменила несколько автомобилей, самым любимым был «Мицубиши», который достался ей еще в заводской смазке, а сейчас ее верный «партнер» – КамАЗ.
– Здесь у меня спальня с «будуаром», кладовка с запасами, а это мой личный кабинет – водительское кресло, – с удовольствием проводит «экскурсию» по своей машине Анастасия.
И добавляет: посторонних в кабине ее машины никогда не бывает, даже попутчиков.
– Часто вижу, что стоит человек на трассе в дождь или снег, голосует, но стисну зубы и продолжаю путь, уговариваю себя, это же не беспомощная старушка какая‑то, – говорит девушка. – Нет, я не жестокая. Просто знаю, как грабят большегрузы. И не в 90‑е, а сегодня. Другое дело, когда поломка или авария. Если просят остановиться, торможу обязательно. У дальнобойщиков чужих нет – все свои!
Есть ангел-хранитель
Дорога часто испытывает Настю на прочность.
Метель, когда на много метров впереди ничего не видно, леденеющие на лобовом стекле потоки дождя, сугробы невероятной высоты вдоль автотрассы – со всем ей приходилось сталкиваться.
В этих случаях очень важно максимальное внимание. А еще – способность быстро принимать решение.
В одной из самых первых поездок в метель и тридцатиградусный мороз Насте пришлось менять колесо на своем большегрузе, и она справилась!
Именно тогда большой мужской коллектив ее предприятия впервые посмотрел на нее с уважением. Но однажды случилась беда: ехавший по параллельной полосе большегруз вылетел на встречку и столкнулся с Настиной машиной лоб в лоб, причем удар был большой силы, но «железо», как называют свои авто дальнобойщики, выдержало.
– Недаром везде на дорогах плакаты «Тебя ждут дома», – говорит Настя. – Человек за рулем должен быть максимально сосредоточен, собран и всегда в форме.
Вот ее совет тем, кто едет на дальние расстояния за рулем: вовремя поспать, поесть, а самое главное – ни в коем случае никогда не поддаваться панике.
– Знаю, некоторые водители, когда у них срывается срок поставки груза, начинают паниковать и гонят по трассе с запредельной скоростью, – рассказывает девушка. – Но я уверена: паника – это смертельно. Да, штрафы, да, пробки. Но лично мне судьба всегда благоволит. Если где‑то задержалась, то обязательно будет участок пустой дороги, на котором я наверстаю время. Есть, значит, у меня ангел-хранитель!
Несмотря на очень мужскую профессию, Анастасия – счастливая жена и мама.
Муж, кстати, тоже водитель. Только, в отличие от жены, работает на городском общественном транспорте.
– Не семья, а автопарк какой‑то, – смеются между собой супруги.
«А моя мама опять в рейсе...»
Без подарков для семилетней дочки Викули мама из рейсов никогда не возвращается. Но больше всего девочка радуется, конечно, не игрушке, а тому, что мама наконец приехала!
– Она мне как‑то заявила, что тоже хочет стать дальнобойщицей, но я надеюсь, что передумает, – улыбается Настя.
Сама она лишь однажды подумала о смене профессии. Было это накануне 8 Марта. В тот день на утренник в детсад все дети пришли с мамами, и только Вика была одна. Она подбежала к воспитательнице со слезами на глазах: «А моя мама опять в рейсе».
– Я тогда задержалась из‑за непогоды, приехала и услышала от воспитательницы этот рассказ, и сердце защемило, захотелось все бросить, стать домохозяйкой, постоянно быть с мужем и ребенком, – вспоминает Настя. – Но будет ли Вика меня уважать, когда я буду «никем»? И на что наша семья тогда будет жить? Две зарплаты – не одна. И потом каждый день сидеть на кассе в магазине и приходить домой злой и уставшей – разве ж это лучше? В общем, подумала я и осталась в своей профессии.
У Анастасии часто спрашивают: как она переносит тяготы кочевой жизни? Как обходится без привычных комфортных вещей?
– Да нормально! – отвечает Настя и добавляет, что гораздо сложнее выжить в мужском коллективе.
Злые шутки и подколы – мелочь по сравнению с тем, что может устроить озлобленный конкурент: перехватить заказ, спровоцировать гонку на дороге, «настучать» руководству.
– Но все-таки большинство мужчин-коллег относятся ко мне хорошо, да и потом я девушка не из робких, могу постоять за себя! – улыбается Настя.
Девушка теперь еще и занялась общественной деятельностью, защищает права дальнобойщиков.
– Кулаками ничего не добьешься, нужен конструктивный диалог, – рассуждает Анастасия Сачко и спохватывается: – Ну все, мне пора, поехала, а то дочка дома заждалась!..