«Дорога Меркель» вместо улицы Дмитрия Карбышева. Комментарий Георгия Бовта
Власти Германии в ответ на просьбу жителей омской деревни Верхний Карбуш к канцлеру Ангеле Меркель заасфальтировать их столетнюю дорогу заявили, что ничем не могут помочь. В видеообращении к Берлину жители деревни отметили, что Верхний Карбуш был основан русскими немцами и ранее они неоднократно обращались к местным властям, но дорогу так и не сделали. Глава Троицкого сельсовета Светлана Сердюк заявила, что «не видела этого обращения», проект дороги давно готов, но сроки реализации в нем не установлены. В Кремле игнорирование проблемы жителей Верхнего Карбуша назвали халатностью местных властей, призвав их принять меры. Представитель офиса бундесканцлера Надин Вахтер объяснила, что Меркель не может ответить лично из-за «большого количества обращений». Из Берлина посоветовали обратиться в московский офис Международного союза немецкой культуры.
Жители деревни Верхний Карбуш, которая входит в Троицкое сельское поселение Омской области, 10 июня записали видеообращение к канцлеру Германии, в котором попросили заасфальтировать дорогу на улице Дмитрия Карбышева в их поселке. Там же жители поселка отметили, что их деревня была основана русскими немцами в XIX-XX веках и что они ранее обращались к местным властям, однако дорога так и не была отремонтирована.
Глава администрации Троицкого сельского поселения Светлана Сердюк говорила, что «не видела этого видеообращения», а проект дороги давно готов. «Не вижу проблемы, все идет свои чередом. Минстрой в курсе», — заявила она.
Письмо жителей деревни, основанной в начале ХХ века немцами-переселенцами с Украины, не только дошло до канцелярии Меркель, но и на него отозвался пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Который, с одной стороны, заявил, что «нужно поинтересоваться у жителей, почему они обратились к властям ФРГ, трудно понять эти действия. Конечно же, обращаться нужно к региональным властям». С другой стороны, назвал гнев жителей, которые как раз к местным властям обращались неоднократно, «абсолютно оправданным», а действия чиновников «абсолютной халатностью». Не исключено, что теперь в дело вмешаются не только дорожные строители, но и следователи, которые начнут искать правильный баланс между оправданностью гнева и халатностью.
Иногда эту новость передают как просьбу к Меркель помочь отремонтировать дорогу, она же центральная улица деревни, названная в честь героя Великой Отечественной войны генерал-лейтенанта Карбышева, зверски замученного немцами в концлагере в Маутхаузене. На самом деле, ремонтировать там нечего: это укатанный грунт, который после дождя превращается в месиво из грязи. При этом Омская область — далеко не последняя по качеству дорог и объемам дорожно-ремонтных работ. Доля автомобильных дорог области, соответствующих нормативным требованиям регионального и межмуниципального значения, составляет примерно 40%. Это ниже планки в 51% к 2024 году, установленной в нацпроектах, но выше, чем во многих других регионах. В знак поощрения за досрочное выполнение плана по дорожным работам в марте премьер Мишустин распорядился дополнительно выделить области один миллиард рублей на эти цели. При том что в прошлом году на реализацию проекта «Дорожная сеть» областью было потрачено 3,8 млрд рублей.
Правда, на сайте регионального правительства сообщается, что область получила 800 млн рублей из федерального бюджета на ремонт дорог. Впрочем, в дорожном строительстве часто бывает, что цифры не сходятся. Возможно, именно этих 200 млн и не хватило деревне Верхний Карбуш.
Когда чиновники оправдываются, говоря, что строительство деревенской дороги было запланировано давно и нечего было писать Меркель, то поверить этому трудно: в опубликованных планах регионального Минстроя данный объект не значится ни в прошлые годы, ни в нынешнем.
Теперь-то главную улицу наверняка заасфальтируют. В то же время за жалобщиков несколько боязно. Все же сейчас у нас не 90-е на дворе, и апелляции к загранице, тем более к западной, совсем не приветствуются. Вот, например, активистку из Якутии Розу Дьячковскую просто затравили в местных соцсетях за то, что он записала видеообращение к Леонардо Ди Каприо, чтобы тот обратил внимание на якутские пожары. Видимо, она вспомнила, как во время сибирских пожаров летом 2019 года именно Ди Каприо, большой защитник природы, посвятил этому отдельный пост в Instagram.
Но вообще-то, для того, чтобы спрос с региональных чиновников был более предметный касательно дорожного строительства, то, наверное, надо что-то сделать с системой финансирования. До 2025 года из федерального бюджета на дорожные цели должны выделить, судя по прошлогодним планам, 440 млрд рублей. Тогда как из бюджетов регионов — более 4 трлн рублей. Однако денег у регионов хронически не хватает. И дальше не будет хватать.
Для того, чтобы расширить возможности финансирования дорог из федеральных средств, затыкая наиболее зияющие дыры, или, как изящно выражаются чиновники, узкие места, родилось предложение федеральных властей отложить запланированное на 2025 год доведение до 100% доли региональных бюджетов в доходах от акцизов на нефтепродукты, чтобы сконцентрировать больше ресурсов именно в центре и тратить их на эти самые «узкие места» в регионах. А какие места более узкие, а какие пошире, стало быть, решать будут опять в Москве.
Поэтому если где-то какие-то аборигены, отчаявшись достучаться до местных начальников с тем, чтобы перестать ходить по главной улице своей деревни в резиновых сапогах, решат записать видеопетицию куда-то наверх, то им не надо обращаться к какой-то там Меркель и тем более Байдену. Лучше сразу отправлять обращение самому Владимиру Владимировичу. А если уж так хочется еще большего резонанса, то Меркель, а заодно Леонардо Ди Каприо можно поставить «в копию».