«Замучаешься доказывать!»: мать сбитого под Балтийском парня с 2018 года добивалась наказания 15-летнего водителя

В 2018 году на трассе Калининград — Балтийск погиб 22-летний калининградец Дмитрий Анисимов. Его сбила машина, в которой сидела компания подростков. После ДТП они трусливо разбежались. 15-летний водитель, признанный виновным, не понёс наказания. Мать погибшего Анжела рассказала «Клопс» о семейной драме и как шесть лет билась за справедливость.

«Замучаешься доказывать!»: мать сбитого под Балтийском парня с 2018 года добивалась наказания 15-летнего водителя
© Клопс.Ru

Калининградец Дмитрий Анисимов работал официантом в крупном ресторане, учился в институте и собирался жениться. У Димы была яркая жизнь, много друзей и большие планы на будущее, которые оборвал малолетний лихач.

22 октября 2018 года друг и коллега Димы попросил его помочь перегнать из Балтийска в Калининград сломанную машину. В дорогу они отправились втроём: Анатолий с женой и Дима. Взяв на буксир сломанный автомобиль, машины в сцепке двинулись в обратный путь. Дмитрий сидел за рулём второго авто.

Разорвало позвоночник

О том, что случилось дальше, мама Димы знает от свидетелей, друзей сына и сотрудников полиции.

«В Кострово слетел трос, соединяющий машины, и они остановились у обочины. Впереди была авария: микроавтобус врезался в фуру. Сотрудники полиции уже работали на этом ДТП», — рассказывает мама парня.

Друзья включили аварийки, выставили треугольный знак остановки. Дима присел на корточки, чтобы закрепить трос. В этот момент прямо на них на трассу вылетел на огромной скорости красный Volkswagen Golf. Парень, возившийся у авто, был сбит на полном ходу. Машина слетела в кювет. Выбежавшие из неё молодые люди и девушка бросились наутёк...

«К Диме подбежали сотрудники полиции, которые были рядом. Вызвали скорую, пытались помочь. Но было поздно: он умер через несколько минут.

От удара сыну разорвало позвоночник и внутренние органы», — мать едва сдерживает слёзы.

Позднее выяснилось, что в машине было четверо подростков — парни 15, 17 и 18 лет и 17-летняя девушка. Троих удалось вернуть на место ДТП.

«Не могла поверить, что это мой сын»

Мать Дмитрия узнала о случившемся через два часа после происшествия. Ей позвонила невеста сына: «Димы больше нет...»

«Сначала я не могла поверить, что это мой ребёнок, — чуть не плачет Анжелика. — Через племянника, который работал в МЧС, я стала искать информацию».

Вскоре позвонили сотрудники полиции и попросили близких прийти на опознание. «Мы с мужем приехали к моргу и стояли там почти три часа.

Я орала: где мой ребёнок? Мне отвечали, что ждут катафалк. Сын больше пяти часов пролежал на трассе».

За телом Димы поехал знакомый семьи, который работал в ритуальном агентстве. Он подтвердил, что погибший — действительно Дмитрий Анисимов. Убитые горем родители уехали домой, так и не дождавшись, когда привезут тело.

Наутро в отделе полиции супругам отдали кошелёк. Увидев внутри фотографию бабушки, Анжела разрыдалась: сомнений не было, погиб их Дима... «Жизнь разделилась на до и после», — плачет калининградка.

Долгожданный ребёнок

Женщина не понимает, как пережила похороны: десятки друзей, родных, знакомых, однокурсников. Проститься с парнем пришёл директор колледжа, где учился Дмитрий.

«У нас есть младшая дочь, но Дима был долгожданным первенцем: я долго лечилась и поздно его родила. Мы с отцом лелеяли сына. Он был добрым и умным парнем, очень стильным, следил за собой... За десять лет меня ни разу не вызвали в школу, говорили о нём только хорошее. Учителя говорили, что таких детей не бывает, Дима — ребёнок от бога», — плачет Анжелика.

Вскоре после похорон её увезли в больницу с подозрением на инсульт. Из-за нервного срыва у женщины начались проблемы с почками: «Я не жила, я существовала... Меня практически вытащили с того света», — вспоминает убитая горем мать.

За рулём был 15-летний

Уже на следующий день после ДТП сотрудники светловской полиции установили личность водителя — это был 15-летний Николай Хитяев (имя изменено). На него и указывали очевидцы, и сам он сознался, что совершил ДТП. Однако уголовное дело возбуждать не спешили.

«Поначалу юная пассажирка авто рассказала, что Хитяев заехал за ней и компания отправилась в аквапарк Балтийска. Сзади сидели ещё два приятеля, — Анжела листает материалы дела. — Вот подруга рассказывает, как они ехали, как машина вильнула и произошло столкновение — они сбили Диму.

Автомобиль вылетел в кювет. Кто-то крикнул: «Бежим!» и они стали убегать.

Всех поймали, кроме одного парня — 18-летнего Владимира. На него впоследствии и стали валить вину», — говорит женщина.

В своих первых показаниях родители Хитяева утверждают, что дома сын сознался им в ДТП. Он был подавлен, не выходил из квартиры после случившегося. Отец говорил, что учил водить сына с 14 лет, а мать припоминала, что видела красный автомобиль возле дома. Мол, ребята его ремонтировали.

Впоследствии они отказались от всех своих признаний».

Уголовное дело по ч. 3 ст. 264 УК РФ («Нарушение правил дорожного движения, повлёкшее смерть человека») возбудили только в марте 2019 года. Расследовали его в Зеленоградске. В течение года предварительное следствие неоднократно продлевалось. Но экспертизы, которые могли бы укрепить доказательную базу, не назначались. В результате в октябре 2021 года уголовное дело прекратили.

Все малолетки, что были в машине, отказались от полиграфа. Родители не захотели травмировать своих детей», — горько сокрушается мать Димы.

Пройти экспертизу согласился только совершеннолетний Владимир, на которого подростки стали указывать как на виновника ДТП. Полиграф дал заключение: за рулём был не он, а Хитяев.

Отобрали машину у владельца

Во время затянувшегося следствия мама Дмитрия задумалась, откуда вообще взялась машина у 15-летнего подростка. Малолетки юлили: мол, обменялись с другим человеком, проживающим в Гусеве.

Анжела и юрист Николай Зинченко, представлявший интересы семьи, скоро выяснили, что машину, которой управлял Хитяев, у собственника Александра Володиса (имя изменено) отобрали обманом.

В октябре 2018 года группа подростков забрала у Володиса машину, пообещав другую. Но ему не отдали ни деньги, ни машину.

Потом его запугали и он прятался в Правдинском районе. Мы нашли его и вместе с ним писали заявление по факту хищения автомобиля. Но ничего не было сделано. В 2024 году Володис умер от онкологии. А в нашем деле появилась странная расписка, что Александр получил-таки деньги за машину», — поясняет Николай Зинченко и добавляет, что за такую аферу с автомобилем даже 15-летний мог быть привлечён совсем по другой статье...

Освободили от наказания из-за возраста

Анжела неоднократно жаловалась на затягивание расследования: десятки раз ходила и писала в прокуратуру и полицию. Но всё было тщетно, говорит Николай Зинченко.

«Спустя два-три года, когда хотели сделать экспертизы ДНК и отпечатков пальцев, следов в автомобиле не осталось: он стоял на улице во дворе отдела полиции. В итоге в основу обвинения Хитяева были положены показания лиц, находившихся с ним в машине», — говорит защитник.

Анисимова и Зинченко три года не могли ознакомиться с материалами дела, увидеть принятые процессуальные решения. Даже для этого им пришлось подать иск в суд.

«Только летом 2024 года, когда мы подали иск с требованием ознакомить нас с делом, нам позволили отснять три тома материалов. Так мы узнали о вынесенном постановлении:

Хитяева признали виновным в ДТП, но освободили от наказания как не достигшего возраста привлечения к уголовной ответственности.

Сейчас Хитяеву уже 22 года — столько же, сколько было погибшему Диме», — добавляет Николай Зинченко.

Потерпевшими по делу признали мать и младшую сестру Дмитрия. Сейчас гражданский иск Анисимовых с требованием компенсации морального вреда рассматривается в Ленинградском районном суде.

«С матерью Хитяева мы уже встречались в суде.

Она кричала мне: «Замучаешься доказывать!» Обвиняла меня в том, что я захотела миллионы.

Я ответила, что сама готова всё отдать, лишь бы поднять из могилы ребёнка», — возмущается Анжела.

Женщина добавляет, что не услышала даже соболезнований. Никакой помощи в похоронах Димы и установке памятника, Анисимовы не получили. Им не перевели ни копейки.