В Воронежской области мировой судья лишил прав водителя… электросамоката. Самокатчик с вердиктом не согласился и несколько раз обжаловал решение, добравшись до Верховного суда. «Рамблер/авто» рассказывает, как такое возможно и какую позицию по делу занял Верховный Суд.
В полночь 14 апреля 2024 года Александр Татаринцев, житель поселка городского типа Анна в Воронежской области, двигался на электросамокате по улице Дубравная. В районе дома номер 90 он повстречался с нарядом ДПС. Стражи порядка заподозрили Татаринцева в управлении самокатом в нетрезвом виде: всё-таки полночь с субботы на воскресенье, окраина посёлка… В общем, гражданина «продули».
Алкотестер подтвердил подозрения стражей порядка. Полицейские оформили на электросамокатчика протокол по части 1 статьи 12.8 КоАП — управление ТС в состоянии алкогольного опьянения. Позднее, 20 июня 2024 года, мировой судья лишил Александра Татаринцева водительского удостоверения на 1 год и 10 месяцев, а также взыскал с него 30 000 рублей штрафа.
Татаринцев не согласился с решением суда и принялся обжаловать лишение. В своих жалобах в вышестоящие инстанции он указывал сразу на три обстоятельства.
Во-первых, он утверждал, что его электросамокат не является транспортным средством. И, следовательно, лишать его прав не было оснований.
Во-вторых, Татаринцев был уверен, что в процессе оформления протокола сотрудники полиции нарушили его право на защиту — не предоставили ему адвоката.
В-третьих, Александр счёл, что мировой судья, изначально приговоривший его к лишению ВУ и штрафу, был не беспристрастен. Поскольку между ними ранее были договорные отношения: в период с 2017 по 2019 годы мировой судья Пристромов А. В. снимал квартиру у водителя электросамоката. В связи с чем, по мнению Татаринцева, судья не имел права рассматривать его дело, так как являлся лицом заинтересованным и потому пристрастным.
Впрочем, ни один из трёх аргументов не стал убедительным ни для апелляционной, ни для кассационной инстанций. В итоге обжалование Татаринцева оказалось в Верховном Суде.
Прежде всего Верховный Суд обратил внимание на то, что электросамокат Kugoo Kirin M4 Pro, на котором передвигался Александр Татаринцев, имеет паспортную мощность 0,6 кВт. Такая производительность превышает установленный в ПДД рубеж в 0,25 кВт. Следовательно, для управления Kugoo Kirin M4 Pro требуется водительское удостоверение категории «М». Так что лишение гражданина прав за управление электросамокатом в состоянии опьянения было само по себе правомерным.
Относительно жалобы Татаринцева на нарушение его права на защиту (полицейские не предоставили ему адвоката) Верховный Суд вынес следующий вердикт:
«Нормами КоАП не предусмотрена обязанность должностного лица, составившего протокол, обеспечения участия защитника в производстве по делу в интересах лица, в отношении которого ведётся производство по делу».
Кроме того, в деле Татаринцева не обнаружилось никаких упоминаний о том, что он «ходатайствовал о предоставлении ему защитника — с указанием его конкретных данных. Как не было и заявления о том, что юридический защитник находился на месте правонарушения и не был допущен инспектором ДПС к участию в производстве по делу».
Таким образом, Верховный Суд решил, что право водителя электросамоката на защиту нарушено не было. Судом также было отмечено, что ранее существовавшие договорные отношения между Татаринцевым и мировым судьей, лишившим его прав, «не относятся к числу перечисленных в статье 29.2 КоАП обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения дела».
То есть давняя история со сдачей квартиры не говорит «о личной, прямой или косвенной заинтересованности указанного мирового судьи в разрешении дела».